Управление цветом или Новое платье королевы

Управление цветом / ICC, Articles



Управление цветом или Новое платье королевы

Михаил Кувшинов

Никто не замечает того, что уже сделано;
все видят только то, что осталось сделать.

Мария Кюри

Я не знаю ключа к успеху,
но ключ к поражению —
пытаться нравиться всем.

Билл Косби

Суть современного отношения к системам управления цветом очень точно передает слоган, используемый Heidelberg CPS для рекламы LinoColor: “цвет — детские игрушки” (соlоr is child's рlау). Одни берутся сделать цвет играючи, а другие не принимают детские игры всерьез. Вокруг молодой и многообещающей технологии воздвигнуты горы рекламного вранья. Некоторые ложные утверждения от многократного повторения стали настолько привычны, что принимаются на веру без всяких сомнений. Статья написана в попытке отделить истину от мифа. Почва эта очень зыбкая, и автор будет благодарен любым сообщениям, указывающим на допущенные им ошибки. Давайте раскопаем курган вместе.

Первые версии систем управления цветом (CMS) вряд ли принимали всерьез даже их создатели. Очевидная неработоспособность, однако, не мешала рекламировать их как панацею от любых проблем, связанных с искажением цветопередачи. Предоставляемая потенциальному покупателю информация с тех пор существенных изменений не претерпела. Если верить рекламе, ничего не произошло, раньше все было великолепно, а теперь пришло просто в идеальное состояние. Естественно, профессионалы, то есть люди, делающие деньги на полиграфическом цвете и профессиональном оборудовании, в массе своей просто игнорировали весь шум по поводу профилей, аппаратно-независимых цветовых моделей и т.п. И сегодня на доллар, заработанный на цветоделении с использованием CMYK и только CMYK, вряд ли приходится цент, сделанный на чистом Lab'е.

И все же CMS серьезно изменились и все настойчивей завоевывают себе место под солнцем. Поддержка в третьей версии QuarkXPress управления цветом воспринималась как забавный казус. Мало кого убедила подобная система, интегрированная в Adobe PageMaker — цвет надо смотреть в PhotoShop!.. Adobe PhotoShop 5.0. И ты Брут? Неужели CMYK пора на свалку?

Математика цвета

Обсуждение не будет иметь особого смысла без минимального представления о математике цвета. Автор приносит извинения за обращение к этой порядком затасканной теме. Читатель, заинтересованный в более подробном изложении, может найти простые и наглядно иллюстрированные html-статьи на серверах www.linocolor.com, www.scitex.com или на www.imation.com. Как и любые фирменные материалы они конечно, небеспристрастны. Тем, для кого формулы понятнее картинок, можно порекомендовать статью Charles A.Poynton “FAQ about Color”, на www.inforamp.net/~poynton/ColorFAQ.html.

RGB и вариант sRGB

Цветовая модель RGB

Рис. 1. Сложение красного, зеленого и синего световых потоков или аддитивный цветовой синтез. Белый свет получается суммированием (англ. add) окрашенных световых потоков.

Существует добрый десяток типов цветовых моделей, с многочисленными подвидами. Наиболее интуитивно понятна модель RGB. Здесь все предельно ясно: в сетчатке глаза три вида колбочек, чувствительных соответственно к красному, зеленому и синему цветам. Значит именно из этих цветов можно и нужно составить любой другой. Как это делается, хорошо видно при разглядывании в лупу экрана монитора или телевизора. Реальность сложнее. Свет, который увидят только “синие” колбочки будет фиолетовым, а света, который действует только на “зеленые” колбочки, вообще нет в природе. Но это — тонкости, сути дела не меняющие.

Недостаток в том, что модель RGB размыта. По большей части на практике RGB — это пространство конкретного устройства, например монитора или сканера. Нужен какой-то общий знаменатель. Если читатель уже догадался, что речь о Lab, то автор осторожно согласится — может быть...

Тем не менее, любое RGB пространство можно сделать стандартным. Для этого надо всего лишь однозначно определить его. В PhotoShop 5 предлагается целых девять предопределенных вариантов. Важное место среди них занимает стандартное цветовое пространство для Internet, sRGB. Оно строго определено по инициативе Microsoft и HP [www.color.org/sRGB.html] и соответствует цветовому пространству среднего компьютерного монитора. Если для полиграфиста индивидуальные профили устройств хороши или плохи в зависимости от достигаемого качества цвета, то рядового пользователя очень волнует также простота и компактность. Вряд ли вам понравится получать по Internet двухмегабайтный (и даже двухкилобайтный) профиль с каждой картинкой, хотя спецификация ICC 1:1998-09 позволяет встраивать профили даже в GIF. Идея стандартного RGB настольно привлекательна, что даже Adobe Systems клюнула на нее. PhotoShop 5.0 открывает RGB файлы, не содержащие профиля, как sRGB. Естественно, отбрасывая цвет, не воспроизводимый дешевыми мониторами. Для решения этой проблемы понадобился срочный выпуск версии 5.02. Хороший пример того, что “стандартное” не обязательно значит “хорошее” и даже “пригодное к использованию в вашем конкретном случае”.

XYZ

Цветовые охваты RGB

Рис. 2. По материалам Adobe: цветовые охваты трех вариантов RGB, используемых в Photoshop 5.02. Больший треугольник включает цвета, которые можно представить через предельно чистые компоненты. Меньший — цвета sRGB, характерные для офисных мониторов и сканеров.

В теории желательно измерять, хранить и воспроизводить не цвет объекта, а полный его спектр. Современные приборы для измерения спектрального состава света, спектрофотометры, стоят посильных денег. Хранить спектральные распределения, к сожалению, дорого (правда, попытки уже предпринимаются), а воспроизводить — обычно невозможно, таких красок и люминофоров нет, и долго не будет. К счастью, все мы люди, и видим почти одинаково. Значит, глаз и является универсальным прибором. Хранить и воспроизводить картинку надо с той точностью, которую обеспечивает глаз человека. Упрощение колоссальное, и на нем построены все способы воспроизведения картинок, кроме голографии. В результате, с точки зрения кошки, картинка в журнале или на экране телевизора не имеет ничего общего с реальностью. Но кошки не платят деньги за удовольствие читать журналы. А когда поблизости вдруг появятся платежеспособные марсиане, тогда ради них и построим отдельное телевидение. Все это означает, что цвет является не физической величиной, а физиологической. Не характеристикой природы, а характеристикой ее восприятия человеком. Звучит как ересь, но еще Исаак Ньютон писал, что световые лучи, строго говоря, цвета не имеют.

Цветовые отклики X,Y,Z для стандартного наблюдателя

Рис. 3. Цветовые отклики X, Y и Z для стандартного наблюдателя CIE 1931. Таблицы представлены в виде графика.

Итак, надо как-то измерить глаз человека. Именно это и было сделано CIE в 1931 году. Филигранно спланированный эксперимент, проведенный над группой наблюдателей, позволил замерить цветовую реакцию человека на свет различного спектрального состава. Были получены три кривые, без затей названные X,Y и Z. В англоязычной литературе они известны как tristimulus values, аналогичный общепринятый русский термин автору не известен. Обычно утверждается, что величины эти гипотетические, не существующие в природе и выбраны произвольно. Это неверно — они получены экспериментально и поддаются измерению. Если необходимо, эксперимент можно повторить и получить очень близкий результат. Действительно, чистого X без Y не существует, точно так же как не существует дыхания без сердцебиения, ну и что? Так устроен человек. Вряд ли кто-то станет на этом основании утверждать, что дыхание — вещь нереальная. В чистом виде цветов X, Y и Z не существует, поэтому они формальные, но абсолютно реальные. Во всяком случае, гораздо реальнее, чем Lab-величины.

Производная модель xyY

Рисовать трехмерные графики — удовольствие сомнительное (в отличие от их разглядывания). Поэтому для иллюстративных целей используют нормированный вариант XYZ — xyY. Здесь величина Y определяет не имеющую отношения к цвету яркость, а x и y — собственно цвет. [x=X/(X+Y+Z), y=Y/(Х+У+Z); иногда вводится величина z=Z/(X+Y+Z). Тогда x+y+z=1]. Модель наглядная и популярная, именно в координатах ху обычно изображают цветовой охват глаза, локус, включающий все наблюдаемые цвета, а внутри него — цветовые охваты (gamut) различных устройств.

Lab

С практической точки зрения у модели хyY есть крупный недостаток — она очень неравномерна. Это значит, чуть-чуть изменив один цвет, мы этого даже не заметим, а изменение на такую же величину другого цвета будет просто катастрофичным. Неравномерность со составляет 80:1. Как вам понравится, если полшага в Москве и Томске будут отличаться раз в пятьдесят? Полное решение пока не найдено. Для подмножества цветов, используемых в телевидении, удовлетворительная равномерность обеспечивается моделью Luv, для полиграфических — Lab. Но в максимуме неравномерность достигает величины примерно 6:1. Так что идеализировать Lab преждевременно. Именно поэтому не прекращаются небезуспешные попытки написать другие формулы, а значит создать модели лучше, чем современное определение CIELAB 1976, см., например, [ICC Profile Format Specificatoin, Annex E.16 www.color.org]. В материалах Imation также упоминается фирменное цветовое пространство “Lab plus”.

Насколько Lab-величины реальны, а насколько произвольны, видно из формул, выводящих их из экспериментально полученных величин XYZ.

formula

Почему используются кубические корни, а не логарифмы? Почему взято чисто 500, а не 499? В конце концов, почему вообще именно эти формулы? Физического объяснения не существует, просто такие цифры более менее работают. Есть и принципиальный момент. Когда речь идет об xy координатах цвета объекта, то это именно цвет объекта. Если заданы Lab координаты, то они рассчитаны для заданного конкретного белого цвета определяемого координатами (Xn;Yn;Zn). Естественно, разных определений белого хоть отбавляй. Полиграфисты предпочитают D50, а телевизионщики — D65. Есть и другие варианты, например ICC задает в спецификации профиля идентификаторы для белых источников D50, D65, D93, F2, D55, A, E и F8. В общем, сказано смело — цвет, не зависящий от устройства.

Все это не значит, что модель Lab плохая, напротив, это самая лучшая из доступных моделей, хотя и не идеальная. Она удивительно согласуется с биологическим механизмом восприятия цвета. Американцы Давид Хьюбл (David H.Hubel) и Торстен Вайзел (Torsten ;N.Wiesel) получили Нобелевскую премию 1981 года за исследование зрения. В числе прочего они показали, что глаз предоставляет в мозг вовсе не информацию о красном, зеленом и синем. Вместо этого мозг получает (1) разницу светлого и темного, (2) разницу зеленого и красного, а также (3) синего и желтого, где желтый — сумма красного и зеленого. Согласитесь, очень похоже на Lab! Но именно похоже, а не совпадает. И воображаемая идеальная и равномерная модификация Lab могла бы быть основана на экспериментальном измерении цветового сигнала, воспринимаемого мозгом.

СМYK

Мы привыкли, что качество цвета на слайде гораздо выше качества цвета на полиграфическом отпечатке. Другого, кажется, не дано. Но это — следствие. Причина в том, что дешевая картинка хуже, а дорогая лучше. Для слайда используются дорогие красители, кстати, близкие к CMY. И слайд формата А4 стоит десятки долларов. Журнальная же страница стоит доли цента, и просто обязана быть хуже. Можно ли улучшить качество? Да, если вы платите. Ничто, кроме кошелька, не мешает нам пользоваться фотоальбомами вместо журналов.

Давайте немножко пофантазируем. Пусть у нас есть дешевая, но убогая технология: можно либо полностью закрашивать бумагу, либо оставлять ее чистой. При попытке напечатать 50% мы получаем 70%, если напечатали “хорошо”, и все 85% — если “удовлетворительно”, а сколько будет в следующий раз, можно только предполагать. Синего не бывает. Краски мешают друг другу ложиться на бумагу, а вместо черного получается грязный коричневый. И так далее.

Можно смело утверждать, что при таких условиях ничего хорошего не получится. А можно узнать в приведенном описании современную офсетную печать. Людям очень хотелось дешево печатать цвет, и первую проблему решили растрированием. Нестабильное превращение 50% на форме в 75% на отпечатке назвали “нормальным 25% растискиванием” и научились компенсировать. Синим договорились считать другой цвет — “полиграфический синий”. А в конце добавили черную краску, предварительно придумав сложный механизм ее генерации — UCR, а затем GCR.

Результат за десятки лет развития технологии достигнут положительный. На хорошем прессе можно печатать очень красиво. Очень важно, что на плохом тоже можно что-то печатать. Математика классического цветоделения сложна, но реализована в компьютерных программах и потому доступна. Она основана на физике печати краской по бумаге, поэтому позволяет выжать практически все, что возможно, и из газетной ротации, и из высококлассной четырехсекционной листовой машины, и из старенькой однокрасочной. Это хорошо, но если печатать надо не офсетной краской по бумаге, то модель разваливается. Два самых ярких примера — флексография и цветной принтер.

Идеальный цвет

Собственно, идею управления цветом и породил персональный цветной принтер, подсоединенный к компьютеру общего назначения. Постановка задачи очевидна. Каждое из бесчисленного множества устройств печатает свой, обычно посредственный цвет. Создавать специальное цветовое пространство принтера (как это было сделано для офсетной печати) и осуществлять в него цветоделение нереально, нужен универсальный и простой в использовании механизм. Идея носилась в воздухе. Надо было выбрать универсальное устройство, в соответствие с которым затем привести все реальные модели. А на роль универсального устройства лучшего кандидата, чем человеческий глаз, не найти.

Первая попытка компании Apple самостоятельно реализовать идею в кодах, породившая ColorSync 1.0, с треском провалилась. Чистой идеи было недостаточно. Для второй, более успешной, попытки были привлечены профессиональные know how. Оказалось, что универсальный цвет достаточно хорошо ложится на фирменную технологию обработки цвета компании Linotype-Hell. Были и политические причины, которые помогли Apple найти общий язык именно с Linotype-Hell. Ведь на рынке существовало несколько конкурирующих продуктов, и любой из них мог стать основой управления цветом на уровне операционной системы.

Профили и мотор

Архитектура системы управления цветом (CMS)

Рис. 4. Архитектура системы управления цветом (CMS), приводимая ICC. Операционная система предоставляет интерфейс управления цветом и CMM по умолчанию. Приложение взаимодействует с интерфейсом напрямую и через графические библиотеки. Интерфейс получает информацию об устройствах из их профилей и передает ее стандартному и фирменным CMM.

В 1993 году по инициативе ассоциации FOGRA заинтересованные компании для совместной работы в области управления цветом образовали ICC — международный консорциум по цвету. Работа продолжается, последние по времени изменения в формате датированы 1999 годом, но спецификация широко используется и стала фактическим стандартом.

По принятой на сегодня концепции индивидуальные данные об устройстве собираются в профиль, служащий его цветовым определением. Формат профиля полностью открыт и детально описан. Собственно же цветовые преобразования выполняет специальный программный компонент, модуль управления цветом (СММ). Здесь пришлось пойти на компромисс. Необходимо, чтобы услуги СММ предоставляла приложениям операционная система. В нее должен входить модуль управления цветом (СММ) и интерфейс от СММ к приложениям. Приложение освобождается от управления цветом, но может при желании его осуществлять. Наконец, кроме системного СММ, допускается одновременное использование нескольких фирменных модулей управления цветом, основанных на закрытой, патентованной, технологии. Такой вариант устроил всех. На одном конце спектра расположились бизнес приложения, отдающие весь менеджмент цвета системе, на другом — PhotoShop 5. В нем можно использовать любой вариант — выбрать встроенный СММ от Adobe, входящий в поставку коммерческий от Kodak, системный или какой-нибудь другой. А можно работать в CMYK. Если этого недостаточно, можно настроить параметры, экспортировать их в ICC профиль, и работать с этим профилем. Гибкость чрезвычайная, но за такую гибкость всегда платят совместимостью, и профиль в последнем случае подойдет не всякий.

Структура профиля

Главный продукт работы ICC — детально описанный стандартизованный формат профиля, свободно доступный на web-узле консорциума www.color.org. Текст адресован разработчикам, поэтому абсолютно свободен от рекламной шелухи. Но неспециалисту хоть что-то понять в нем непросто. Профиль начинается с заголовка. В нем задается класс устройства (сканер, монитор или принтер), рекомендуемый модуль управления цветом, вид входного и выходного цветового пространства и служебная информация, например, дата создания и версия. В заголовке формально указывается и источник освещения, но в текущей спецификации единственным допустимым вариантом является D50.

*Английское tag имеет множество значений, основное — бирка, привязанная на веревочке. Политехнический словарь содержит варианты “метка”, “обозначение”, “признак”, “тег”. Тег ICC профиля может содержать разнообразную информацию — от пары чисел до сложнейшей таблицы, задающей многомерное преобразование.

Основной объем профиля приходится на таблицы или тэги*. Для разных типов устройств необходимы различные тэги. В простейшем варианте RGB-профиля для сканера и монитора указываются XYZ координаты красного, зеленого и синего устройства и белый цвет материала (например, бумаги для профиля сканера на отражение). Задаются также градационные кривые для каждого из RGB цветов. Эта информация позволяет однозначно осуществить переход от RGB к XYZ цветам и обратно. Теперь откроем в любой, например четвертой, версии PhotoShop диалог настройки монитора. В нем можно задать именно эти параметры — цвета белого, люминофоров и градационную характеристику через параметр гамма. Как задавать одни и те же числа — не так важно. И не стоит надеяться, что профиль монитора волшебным образом все исправит. Для полноты следует упомянуть, что для RGB устройств возможен также более сложный формат, аналогичный формату профилей выводных устройств (для краткости — принтеров), к которым мы и переходим.

Принципиальная особенность выводного устройства — взаимная зависимость цветовых каналов. Если для монитора мы можем в большинстве случаев считать зеленый, красный и синий независимыми, то говорить о независимости друг от друга CMYK цветов не приходится. Краска в печати накладывается и на бумагу и на другую краску. Это явление имеет потрясающее название “автотипный субстрактивно-аддитивный синтез”. Говоря по-человечески, добавление 10% голубого сильно изменит светлый цвет и очень слабо — темный и т.д. Поэтому профили принтеров содержат длинные таблицы матриц для пересчета из XYZ или Lab в пространство устройства и обратно. Матричная математика такова, что таблицы “туда” и “обратно” не совпадают, поэтому хранятся оба варианта. Осуществить переход между цветовыми пространствами можно несколькими способами. ICC использует четыре способа, или rendering intent. Два из них колориметрические, абсолютный и относительный. В абсолютном варианте белый цвет считается одинаковым и соответствующим источнику D50. Самый белый в печати — это цвет бумаги, а он далеко не совпадает с D50. Поэтому чаще используется относительный вариант. Здесь белый цвет источника сопоставляется белому устройства с соответствующим изменением остальных цветов. Еще один вариант perceptual (от английского perception — восприятие) обеспечивает наилучший результат не с точки зрения прибора, а с точки зрения человека. Основное его отличие в том, что изменяются не только цвета, которые лежат за пределами цветового охвата устройства, но и близкие к ним. Соотношение между передаваемыми цветами сохраняется, но изменяются даже те из них, которые можно передать точно. Последний вариант, saturation (насыщенность), предназначен для печати бизнес-графики самыми яркими из возможных цветами и к корректной цветопередаче отношения не имеет.

Наконец, приводится описание цветового охвата устройства и XYZ его белого. Это обязательная информация. Кроме нее может содержаться много дополнительной, например о UCR.

Пример настроек RGB в PhotoShop Пример настроек RGB в PhotoShop

Рис. 5. Photoshop всегда отображал цвета лучше многих других приложений. Тонкая настройка RGB дает достаточно информации, чтобы построить в ICC профиль.

Модули управления цветом

Как мы помним, профиль содержит описание устройства, а собственно работа по пересчету цветов поручена модулям управления цветом, СММ. Проблемы на первый взгляд нет. Ведь работоспособный СММ доступен в составе операционной системы. Но на рынке есть несколько недешевых фирменных СММ. Алгоритмы их работы являются тайной фирм производителей. Если за них платят деньги, значит они выдают результат лучше, чем получается в стандартном варианте. Итак, для одних и тех же устройств мы взяли одни и те же профили, соответствующие стандарту. Преобразовали цвета с использованием не зависящего от устройства пространства. А результат получили разный. Почему? Тайна фирмы. В общем, “еду я вторые сутки, а приехал я назад, а приехал в Ленинград”. Может быть все это от лукавого и стандартный СММ и так хорош? Imation предлагает провести красивый эксперимент, подробно описанный на web-сайте фирмы. Возьмите CMYK картинку и задайте ее преобразование из какого-нибудь CMYK цветового пространства в него же, например из Matchprint в Matchprint. По идее, картинка не должна измениться, но вы можете увидеть разницу, произведя поканальное вычитание старой картинки из новой.

Проблемы

И на сладкое — всего о нескольких проблемах из великого множества.

Белый. Условия освещения у потребителя полиграфической продукции часто отличаются от стандартных. Очевидно, нужна коррекция. Приложение Е.16 к спецификации ICC профиля содержит замечательную фразу: “Если предполагается, что носитель будет наблюдаться при освещении, хроматически отличающимся от D50, профиль должен содержать коррекции для хроматической адаптации”. Значит, добавим еще по таблице на каждый вид освещения. Может быть все-таки имело смысл поручить эту работу СММ, а не профилю?

Снова белый. Профиль строится для определенного цвета бумаги. Любое его изменение требует построения нового профиля. Представьте, что клиент приходит в типографию со своей бумагой, а там отказываются печатать и выводить пленки на том основании, что для нее нет профиля и его надо отдельно делать, чем и предлагают посетителю заняться. Опять, будь СММ чуть поумнее, проблемы бы не возникло.

Черный. Полиграфистов любят учить экономии. Говорят, что черный канал — лишний, хранить информацию надо в RGB или Lab, а черный синтезировать на месте. Попробуйте прочитать крупный текст, набранный голубым по черной плашке на оттиске и на мониторе. Или преобразуйте цвета С=0; М=0; Y=0; K=100 и C=100; С=100; M=100; Y=100; K=0 в Lab и обратно. Они что, не изменились?

Дрейф и разброс устройств. Стабильность печати оставляет желать лучшего. Сегодня мы печатаем так, а завтра чуть-чуть по другому. На глаз растискивание 20% и 25% отличается, но и то и другое обычно всех устраивает. Но если у вас растискивание в разных секциях отличается на те же 5% — беда. Система управления цветом не делит цветовые сдвиги по направлению на приемлемые и не приемлемые. Для нее важна только величина ошибки. Для человека важно и направление — ошибиться на метр влево гораздо лучше, чем провалиться на полметра в землю.

Совместимость. Нам обещали, что профили являются стандартными. Но в реальности профили бывают качественные и не очень. Откровенную халтуру удается отсеять, но различить хорошее качество и отличное непросто, поэтому пользователи склонны доверять одним производителям и не доверять другим. Но чем сложнее профиль, тем менее он совместим с чужими, тоже сложными, профилями. Серьезные производители предупреждают, что произвольное смешивание профилей, полученных из различных источников, приводит к плачевным результатам. Извините, открытыми системами называется именно это?

Вместо вывода

На рынке сосуществуют две технологии, очень условно CMYK и Lab. Первая из них старая, проверенная и работоспособная. Дама с характером, и общение с ней требует высокой квалификации и недешевого оборудования. Важным ее достоинством являются глубокие знания о природе офсетной печати. Для пусть не идеальной, но очень неплохой, настройки на конкретную типографию требуется минимум информации, легко умещающейся на странице факса. Фактически про печать заранее все известно, и для дополнительной настройки нужна информация об отклонениях конкретного экземпляра от усредненного. Дадите ее — сработаем на пять. Не дадите — будем делать по умолчанию. и почти наверняка получим не ниже четверки.

Недостаток — продолжение достоинства. Если у нас на выходе не четырехкрасочный офсет, схема не работает. А таких вариантов становится все больше. Это печать в более чем четыре цвета и устройства электрографической печати, например ксероксы, любые электронные носители, включая CD, Сеть и так далее.

Перспективная девушка, в образе которой мы условно представили Lab, молода, привлекательна и нахальна. Области, на которые CMYK не претендует, она успешно заполняет. Со временем этого следует ждать и на родной почве CMYK. Но нашей знакомой определенно надо для этого поумнеть. Сейчас она вооружена горой таблиц, или профилей, и утверждает, что в них все написано, а что не написано, то скоро напишется. Это напоминает приснопамятные таблицы Брадиса, которыми нас мучили в школе. В толстой книжке помещались таблицы логарифмов и прочей математики. Потом появились калькуляторы, и оказалось, что помнить не надо, надо уметь рассчитать.

Скоро девушка перестанет комплексовать по поводу бумаги не той белизны, поймет красоту черного и приведет в порядок свои отношения с поклонниками, несущими ей цветы СММ. Тогда на ней будут хорошо смотреться не только прозрачные блузки с подиумов haute couture, но и pret-a-porte рабочего комбинезона. Ее признает свет, и нам останется только упасть к ногам новой королевы.



Поделитесь с друзьями этой страницей: