Введение: цены и технологии
Внешний вид
Технические характеристики
Комплектация
Методика тестирования
Скорость печати
Качество печати
Оценка качества цветопередачи на основе объективных показателей
Сбалансированность цветов и качество передачи полутонов
Выводы

Автор: Василий Мельник
03.11.2005 00:05:00


Введение: цены и технологии

Сегодня цветные лазерные принтеры — наверное, самая быстро растущая область цифровых печатающих устройств. Еще недавно они были заоблачно дороги, и даже представить себе их индивидуальное использование было сложно. Но приблизительно в середине 2003 г. стали появляться модели с заявленной ценой дешевле $1000. Это выглядело сенсацией, практически каждое компьютерное издание написало о преодолении "некоего психологического барьера". Но, как оказалось, производители и не думали уменьшать темпы снижения цен, прошло чуть больше года, и появились первые модели с заявленной ценой не более $500-600. Среди обозревателей и потенциальных покупателей впервые стали появляться мнения, что персональный цветной принтер, это не только прихоть богачей, но и вполне доступный рабочий инструмент. Казалось, что далее снижать стоимость аппаратов не позволит технология, но уже летом 2005 г. прозвучали анонсы моделей, чья стоимость была ниже $400 и вплотную приближалась к $350.
Но не только ценой отличались новые модели, в них нашли применение технологии печати, еще недавно считавшиеся уделом только высокопроизводительных машин. Ведь как раньше было: если недорогой цветной лазерный принтер, то обязательно используется четырехпроходный печатающий механизм, в большинстве случаев револьверной конструкции. В нем картриджи четырех цветов устанавливаются на вращающемся суппорте и по очереди подаются в позицию печати. Кроме очевидного 4-5 кратного снижения скорости, такой способ получения полноцветных изображений был невыгоден еще и сложной, громоздкой, шумной механикой. А процедуру установки/замены картриджей с их поочередной подачей никак не назовешь простой и доступной каждому офисному работнику. В общем, сложностей с револьверной системой хватает, хотя они не мешают компаниям Epson и Konica Minolta выпускать модели начального и среднего классов производительности.
Четырехпроходные печатающие механизмы, в которых не применялось револьверное крепление картриджей, также часто встречаются среди недорогих принтеров. Они уже избавлены от многих вышеупомянутых недостатков, но не от всех. По-прежнему ресурс механики и быстродействие различаются в 4-5 раз в зависимости от цветности печати, а поочередная подача емкостей с тонером обычно производит заметные шумы. Кроме того, в таких технологиях вынужденно применяются довольно протяженные и иногда экзотические пути транспортировки тонера из тонер-картриджа на бумагу. В принтерах Brother и Lexmark используется фоточувствительная лента, с которой сформированное изображение попадает на барабан переноса, а уже с него на бумагу. В устройствах Samsung все выглядит похоже, но немного наоборот: с фоточувствительного барабана красители попадают на специальный ремень переноса, а уже с него на бумагу. Хотя обе эти технологии позволяют надежно защитить относительно дорогие фоточувствительные покрытия от абразивного воздействия бумаги, тем самым продлевая им ресурс, но введение промежуточных блоков в тракт печати существенно усложняет его, снижает общую надежность и ведет к появлению дополнительных наименований расходных материалов, а значит и к более дорогому обслуживанию.
Большинства перечисленных недостатков лишены принтеры, использующие однопроходный механизм печати. До недавнего времени такие устройства относились к верхнему ценовому диапазону и были довольно редки. Только одна компания Oki массово внедряла подобную технологию в аппаратах начального и среднего уровней, сегодня же ее примеру последовали многие. Печать за один проход позволяет получать устройства с одинаковой технической производительностью и ресурсом вывода монохромных и цветных отпечатков. Конечно, на практике быстродействие черно-белой и цветной печати различается, дополнительное время тратится на обработку в четыре разе большего количества информации во втором случае. Но все равно, разница получается уже не в разы, а только в доли.
Большинство однопроходных механизмов построены на основе тандемно закрепленных блоков формирования и переноса изображения, т.е. чем-то напоминают последовательно установленные четыре монохромных лазерных принтера, каждый из которых наносит на бумагу свой цвет. Для упорядочивания движения листов вдоль всех фотобарабанов применяют транспортный ремень, поддерживающий бумагу с тыльной стороны во время ее прокатки по фотобарабанам и доставляющий ее до модуля фьюзера (печки).
Справедливости ради нужно сказать, что в однопроходных механизмах иногда применяется лента переноса, например, в печатающем тракте Ricoh с фотобарабанов тонер попадает сначала на нее, а только потом на бумагу. Вероятно введение такого элемента вызвано компоновочными соображениями, а заодно позволяет сохранить ресурс фоточувствительных барабанов.
Однопроходный печатающий механизм имеет и еще одно достоинство, которое не бросается в глаза, но может существенно повлиять на стоимость всего принтера. Благодаря высокой производительности вывода цветных страниц, в нем можно использовать относительно не скоростные и даже морально устаревшие модули формирования и переноса изображения. Все равно, в цвете такой однопроходный принтер окажется не медленнее, а то и быстрее своих 4-проходных конкурентов, будучи значительно дешевле.
Что же касается электронной начинки современных цветных лазерных принтеров, то "новинкой сезона" стал активно развивающийся класс однопроходных аппаратов, в которых для описания страниц используются не эмуляторы или оригинальные PCL или PostScript, а GDI. Это позволило кардинально упростить и удешевить электронику, а соответственно снизить стоимость всего принтера. То, что при этом большая часть вычислений переносится в host-компьютер, не играет особенной роли, ведь производительности современных "числодробилок" вполне достаточно для параллельной обработки нескольких офисных задач и фоновой GDI-печати. Единственным минусом такого решения может стать большой трафик по интерфейсу компьютер-принтер, особенно если используется сетевое подключение. Хотя, как показывает практика, пропускной способности 100 МБ сети с запасом хватает для обслуживания сегмента, содержащего пару-тройку рабочих станций и цветной лазерный принтер.


Внешний вид

Герой статьи, принтер HP Color LaserJet 2600n, в полной мере сочетает в себе современные технологии индустрии цветной лазерной печати. В нем установлен однопроходный механизм с горизонтальным расположением картриджей друг над другом. Компоновка картриджей в значительной мере определяет внешний вид устройства: по занимаемой площади оно не превышает габаритов монохромного принтера, но зато в полтора-два раза больше в высоту.


Забор бумаги производится из нижней кассеты, оснащенной механическим указателем заполнения или через щель полистовой подачи с настраиваемой шириной листа. Последняя нужна при печати на плотных носителях. При больших объемах печати возможна установка дополнительной кассеты на 250 листов снизу принтера. Выход отпечатков осуществляется в верхний лоток изображением вниз.
На верхнем ребре фронтальной панели расположен ЖК-дисплей встроенного меню принтера. С его помощью можно производить настройку устройства и осуществлять его диагностику. Наличие экрана приобретает особую важность в случае подключения аппарата по сетевому интерфейсу, с его использованием можно явно задать параметры удаленного соединения, не полагаясь только на возможности программы-инсталлятора. Навигация по меню производится четырьмя кнопками, находящимися по сторонам экрана, структура пунктов понятна и не вызывает вопросов.
Практически весь тракт печати скрыт под фронтальной крышкой, откидывающейся вперед вниз.


Она прикрывает картриджи, которые легко доступны для замены, прямо на крышке смонтирован механизм транспортного ремня, проводящего каждый лист бумаги вдоль фотобарабанов картриджей, обеспечивая им точное позиционирование и равномерный прижим. Предохранительные шторки фотобарабанов откидываются при закрытии крышки, на фото хорошо видно их расположение и голубые рычаги крепления картриджей.


Питание подводится к верху тыльной стенки принтера, там же расположен и механический выключатель. Интерфейсные разъемы находятся слева и включают порты USB 2.0 и Ethernet.


Технические характеристики

Параметры производительности и качества печати HP Color LaserJet достаточно хорошо сбалансированы для класса производительных персональных принтеров или устройств, обеспечивающих потребности небольшого отдела.


В принтере применяется относительно медленный механизм печати с производительностью всего 8 с./мин. Эта скорость давно уже не является рекордной при монохромном выводе, но идентичная производительность цветной печати производит впечатление, ведь пока она практически недостижима для 4-проходных аппаратов. Кроме того, достаточно небольшое время выхода первой страницы позволяет применять устройство для оперативной печати, владельцу не придется ждать отпечатков минутами.
Физическое разрешение 600х600 dpi является стандартом для принтеров начального класса, а применение технологии HP Imageret 2400 по мнению специалистов НР позволяет поднять качество отпечатков до того же уровня, что и при разрешении 2400 dpi. Так ли это, и заметно ли применение данной технологии на практике, можно будет увидеть на сканах тестовых образцов.
Наличие локального и сетевого интерфейсов в базовой комплектации принтера делает его не требовательным к типу подключения. Кроме того, возможна одновременная эксплуатация обоих каналов поступления данных: модель допускает работу по локальному USB 2.0 в персональном режиме и по Ethernet в сетевом. Кстати, не существует модификации без встроенного сетевого принт-сервера, все устройства комплектуются им. Обязательно стоит отметить, что аппарат не комплектуется интерфейсным шнуром USB, его придется приобрести дополнительно.
Картриджи, поставляющиеся в коробке с принтером, являются полноценными, заполненными до стандартной емкости, а не "стартовыми" с половинной загрузкой тонера. После установки и настройки устройства владелец сможет нормально работать с ним, не опасаясь окончания расходных материалов в ближайшее время.


Комплектация

В коробке поставки находится сам принтер, четыре полных картриджа (черный на 2,5 тыс. отпечатков при заполнении 5% площади листа формата А4 и три цветных на 2 тыс. отпечатков), шнур питания, руководство по установке и началу работы, компакт-диск с драйверами и руководством пользователя.
Программное обеспечение составляет набор из драйверов и панели инструментов контроля состояния и обслуживания принтера.
Интерфейс драйвера стандартен для НР и не содержит практически никаких особенностей, все регулировки на своих местах. Хотя настройки качества выглядят уж очень ограниченными — доступен только выбор из двух режимов печати: с разрешением 600x600 dpi (он считается черновым) и с применением технологии HP Imageret 2400 (нормальный).


Еще пользователь может задать способ передачи серых полутонов для различных типов изображения, выбрав использование только монохромного или цветных тонеров. В последнем случае достигаются более мягкие переходы насыщенности, но возможно появление паразитных цветных оттенков на серой заливке.


Контроль состояния аппарата, уровней расходных материалов в каждом из картриджей можно легко и наглядно проводить с помощью программы Панель инструментов. Ее интерфейс, выполненный в виде Web-сайта, легко понятен пользователю с любым уровнем подготовки.


Там же, на соседних закладках, оператор сможет получить интерактивную помощь по устранению мелких неполадок в принтере, например, по действиям при замятии бумаги, а также ознакомиться с полным Руководством пользователя.


Методика тестирования

Процедура тестирования была максимально приближенной к стандартной методике Ф-Центр, описанной в статье.
Все тесты производительности выполнялись при локальном и сетевом подключениях, при этом, чтобы исключить влияние внешнего трафика в сегменте сети, к сетевой карте тестового стенда принтер подсоединялся с помощью кросс-кабеля.
Конфигурация тестового ПК была следующей:
Системная плата — ASUS P4P800;
Процессор — Intel Pentium 4 3.0 ГГц;
ОЗУ — 512 МБ;
Жесткий диск — 160 ГБ;
Видеокарта — Radeon 9700 128 МБ;
Операционная система — Microsoft Windows XP Professional Service Pack 2.
Печать текстовых документов производилась с помощью программы Microsoft Word из пакета Microsoft Office XP, графических из Adobe Photoshop CS.
Время выполнения заданий замерялось от нажатия кнопки "печать" в приложении до выхода отпечатка.


Скорость печати

Согласно методике тестирования, было измерено время, которое принтер затрачивает на вывод листа монохромного текста, композитного цветного документа, содержащего черный текст и цветные графики, и тестового образца Ф-Центр.
Результаты представлены в таблицах.


Полученные данные практически не содержат неожиданных результатов и почти не нуждаются в комментариях.
Показательно, что время выхода первой текстовой страницы практически равно заявленному в технических характеристиках принтера (22 с против заявленных 20 с), и возможно было бы просто равно при использовании более мощного host-компьютера. Естественно, что с увеличением трафика по интерфейсу возрастает и время выполнения задания, поэтому неудивительно, что цветные документы печатаются чуть дольше монохромных, а фотоизображения выводятся медленнее текстовых.


Подключение по сетевому интерфейсу приводило к задержке выполнения задания на 1-2 с по сравнению с локальным. Это говорит о том, что принтер полностью использует возможности USB 2.0, и такое соединение будет предпочтительнее при выводе на печать полноцветных графических изображений в максимальном качестве.
Во всех случаях использование чернового режима вместо нормального позволяло получить небольшое преимущество в производительности.


Качество печати

Как уже было отмечено ранее, в настройках драйвера по большому счету существует только две установки качества: печать с разрешением 600x600 dpi и с применением HP Imageret 2400. Соответственно, все тесты на качество печати проводились с каждой из настроек.
Результаты вывода монохромного текста приведены в виде сканов в оттенках серого с разрешением 4800 ppi.

Режим 600x600 dpi (0.55 Mb)Режим HP Imageret 2400 (0.54 Mb)

Образцы печати наклонных шрифтов

Принтер хорошо пропечатывает текст размером в 2 пункта и больше. На меньших различимы только заглавные символы. Хотя, в режиме HP Imageret 2400 читаемость 1,5 пунктовых букв лучше, чем в черновом, но не значительно.

Режим 600x600 dpi (0.53 Mb)Режим HP Imageret 2400 (0.53 Mb)

Образцы печати прямых шрифтов

Результаты, в основном, аналогичны предыдущим образцам: читабельны заглавные буквы размером 1,5 пункта и прописные от высоты 2 пункта и больше. Основная проблема чтения: слитие символов из-за не выдерживания межсимвольных интервалов. 1-пунктовй шрифт превращается просто в набор неровных точек.

Режим 600x600 dpi (0.50 Mb)Режим HP Imageret 2400 (0.49 Mb)

Образцы печати полужирных шрифтов

Читаемость полужирных шрифтов такая же, как и у нормальных. Но стоит отметить, что именно на них сильнее всего заметна разница между режимами качества. При использовании HP Imageret 2400 намного чище получаются межсимвольные интервалы, из-за чего разборчивость букв в строке повышается.
Результаты тестов качества печати монохромного текста можно резюмировать так. Техническое разрешение принтера позволяет ему выводить различимый текст до высоты символов в 2 пункта, а такие буквы уже с большим трудом читаются невооруженным глазом. И именно при печати мелкого текста заметна разница между черновым и нормальным режимами качества, при больших размерах она не существенна.
Печать тестового образца для определения разрешения печатающего механизма производилась в монохромном и в цветном режимах. Но драйвер принтера совершенно правильно определил отсутствие цветовых составляющих в исходных данных, и все отпечатки произвел только с использованием черного тонера, поэтому приведены только два скана, по одному для каждого из режимов качества.

Режим 600x600 dpiРежим HP Imageret 2400

Фрагменты отпечатков отсканированных с разрешением 4800 ppi позволяют заметить, что при выводе в черновом режиме края символов и отрезков получаются более размытыми, они имеют хуже очерченные границы. Значительно чаще теряется прямоугольность отрезков, они приобретают овальный вид. В то же время, общий вид элементов тестового образца, их проработка, целостность и читаемость практично идентичны для обоих режимов печати. Соответственно, можно сделать вывод, что использование нормального режима при монохромной печати оправдано только при выполнении задач, максимально чувствительных к качеству проработки мелких деталей, вернее даже, их границ.


Оценка качества цветопередачи на основе объективных показателей

Прежде чем перейти к оценкам печати цветных фотоизображений, хотелось бы обсудить одно застоявшееся заблуждение. Так уж повелось, но многие потенциальные покупатели считают, что цветные лазерные принтеры умеют качественно печатать фотографии. Это утверждение справедливо, но только для тех изображений, которые не будут рассматриваться с близкого расстояния, как обычные любительские фото. Да, на расстоянии от полуметра и далее, снимки, распечатанные на электрографическом принтере, выглядят вполне прилично, но если поднести их ближе, то становится виден очень крупный регулярный растр, который смазывает мелкие детали и делает картинку неприятно зернистой. Ниже будут приведены увеличенные фрагменты тестового отпечатка, на которых данный эффект хорошо заметен. Поэтому вместо попыток печатать любительские фото размером 10х15 см на цветном лазерном принтере стоит применять его для вывода цветной деловой графики, поздравительных открыток и прочих заданий, которые не содержат плавных переходов равномерных цветов и не критичны к величине макроточки печати.
Оценка качества цветопередачи HP Color LaserJet 2600n получалась с помощью отпечатков комплексного тестового изображения Ф-Центр. Для сопоставления результатов образец был отпечатан в черновом и нормальном режиме (напомню, что режима большего качества в драйвере нет) с настройками по умолчанию, в которых оттенки серого передаются с помощью смешения основных цветов (режим композитного серого), а также один лист в нормальном качестве, для которого была задана печать серого с помощью только черного тонера даже на фотоизображениях.
Сканированные изображения полных отпечатков приведены для знакомства с общим видом изображений и субъективной оценки цветопередачи.


Черновое качество, композитный серый (6.90 Mb)


Нормальное качество, композитный серый (6.95 Mb)


Нормальное качество, монохромный серый (6.05 Mb)

Измерение количественных отклонений цветовых компонентов производилось посредством сравнения оцифрованного плашечного поля от образцового согласно методике Ф-Центр, применяемой для цветных принтеров.


Отсканированное плашечное поле (0.46 Mb)

Так как на цветном лазерном принтере оттенки передаются с относительно грубым растром, то перед измерением значений компонент RGB пришлось сильно размывать скан с помощью наложения фильтра Gaussian Blur. Далее, в центрах 70-ти цветовых участков были произведены замеры с помощью инструмента Eyedropper, работающего с параметрами "5 by 5 average". Результаты были сведены в таблицу и обработаны согласно методике.




Как видно из таблицы, наиболее "чистыми" оказались градиенты желтого, черного и красного цветов. Интересно, что даже Cyan и Magenta содержали больше отклонений, чем каждый из композитных Red, Green, Blue.
Суммы цветовых отклонений по компонентам имеют четко выраженное распределение. Меньше всего огрехов накопилось в красном канале, следующий за ним по чистоте зеленый, а в синем ошибок больше всего. Показательно выглядит сравнение результатов тестов качества цветопередачи цветного лазерного с таким же параметром струйных принтеров. Последние находятся в выигрыше практически по каждому из пунктов. Возможно, что на результаты электрографических устройств повлиял тот факт, что сканы отпечатков подвергались значительному размытию, при котором смешивались собственно цвета тонера и бумаги. С другой стороны, именно на усреднение глазом и рассчитана передача полутонов и оттенков с помощью регулярного растра, применяемого в лазерной печати. Можно лишь констатировать факт, что пока струйные фотопринтеры дают меньшие цветовые отклонения, но окончательный вывод делать еще рано, необходимо собрать больше статистики по лазерным аппаратам.
Для того, чтобы выяснить, различаются ли получаемые отпечатки при работе в черновом и нормальном режимах, некоторые их фрагменты были оцифрованы с разрешением 4800 ppi и приведены в увеличенном виде.




0.15 Mb0.29 Mb0.31 Mb0.31 Mb


0.05 Mb0.23 Mb0.24 Mb0.21 Mb


0.06 Mb0.43 Mb0.43 Mb0.43 Mb


0.11 Mb0.31 Mb0.32 Mb0.29 Mb

На приведенных фрагментах отлично заметно, что из-за крупного регулярного растра цветной лазерный принтер плохо подходит для печати фотографий, которые будут рассматривать с близкого расстояния. Данный эффект особенно проявляется на цветных градиентах, на оттенках синтезированных и телесных цветов. Хочется подчеркнуть, что такое качество фотопечати — это не недостаток конкретного принтера, а просто особенность технологии, которая пока не может обеспечить фотопечать, сравнимую со струйной, несмотря на схожие цифры разрешений.
Второй вывод, который можно сделать после анализа приведенных изображений: разница в точности печати при выборе чернового, либо нормального режимов не заметна, не смотря на громкое название технологии HP Imageret 2400. Растр имеет такую же величину, матрицы дизеринга также идентичны, в итоге: никаких отличий, кроме производительности.
Хорошо заметен совершенно иной способ формирования градиентов серого при заданном режиме монохромного серого: они получаются только растрированием черного без примеси остальных красителей. В результате фотографии обретают нейтральный характер, не имеющий цветовых аномалий. Хотя, если присмотреться к скану, то на фрагменте монохромной фотографии видна редкая маска желтых точек. Точно такой же эффект был замечен при тестировании струйного принтера HP Photosmart 8453. Очевидно, по мнению специалистов НР, черно-белым фотографиям необходимо домешивать немного желтизны, наверное для того, чтобы придать им вид действительно старых, хотя и хорошо сохранившихся отпечатков.


Сбалансированность цветов и качество передачи полутонов

Баланс серого очень хорошо оценивать по графикам интенсивности серой растяжки от 0% до 100%. Оцифрованное изображение градиентной полоски разлагается на компоненты, их графики приведены в иллюстрациях.