Black Point Compensation

Управление цветом / ICC, Articles



Black Point Compensation

Один из вопросов, остающихся для многих пользователей Adobe Photoshop неясным — это назначение параметра Black Point Compensation в нескольких диалоговых окнах этой программы.

Например, окно настройки параметров CMYK в версии 5...

CMYK Setup

...или окно преобразования изображения из одного цветового пространства в другое в шестой версии

CMYK Setup

Все, что есть на эту тему в онлайновом руководстве — это фраза “If desired, choose Black Point Compensation to map the darkest neutral color of the images “From” color space to the darkest neutral color of the images “To” color space rather than to black when converting colors”, которой явно не хватает для того, чтобы прояснить этот вопрос.

Преобразование изображения из одного цветового пространства в другое (например, из RGB в CMYK) требует двух цветовых пространств — исходного (Source) и конечного (Destination). Однако не существует стандартного метода для преобразования самого темного цвета (возможного для данного цветового пространства) из одного цветового пространства в другое — в тех случаях, когда они отличаются.

Например, в трехкрасочном принтере (работающим только с красителями CMY) самый темный цвет — С100M100Y100 (значения в процентах). Допустим, что колориметрические значения этого цвета (в системе Lab) L=3, a=0, b=0. То есть самый черный цвет, обеспечиваемый данным принтером, является не абсолютно черным, а серым, хотя и очень темным.

Монитор при значении сигнала R0G0B0 может отобразить цвет со значением (например) L=0, a=0, b=0.

Как перевести цвета из данного CMY в данный RGB?

Первый путь — считать, что неабсолютная “чернота” печатного устройства является нормальным явлением и пересчитывать цвет “как есть”, то есть цвет C100M100Y100 будет переведен сначала в L3a0b0, а затем — в R11G11B11.

Второй путь — считать, что C100M100Y100 должен быть отображен на мониторе также наиболее темным из возможных, то есть R0G0B0.

Какой из двух путей верен — зависит от обстоятельств. В одних случаях верным будет первый, а в других — второй. Однако результаты, очевидно, будут существенно различаться.

Чтобы избежать этой неоднозначности, Adobe использует механизм компенсации черной точки (Black Point Compensation). Если он включен, Adobe Photoshop переводит самый темный цвет исходного цветового пространства в самый темный цвет конечного цветового пространства — даже если это и искажает цвета. Это дает возможность полностью использовать динамический диапазон данного устройства, но несколько искажает цвета. Если опция компенсации черной точки выключена, то преобразование цвета производится настолько точно, насколько это возможно. Но возможна ситуация, когда часть динамического диапазона устройства будет утеряна.

Для иллюстрации работы этого механизма на практике проведем эксперимент с Adobe Photoshop. Создадим два одинаковых изображения небольшого размера (например, 100х100 пикселов) в цветовом пространстве Lab, зальем их черным цветом (L=0, a=0, b=0). Затем с каждым из них проделаем преобразования Profile to Profile, но для первого изображения опцию Black Point Compensation будем включать, а для второго — выключать. Результаты этих действий таковы:


 

Первое изображение
(с Black Point Compensation)

Второе изображение
(без Black Point Compensation)

Цвет (Lab)

L=0 a=0 b=0

L=0 a=0 b=0

Profile to Profile...
(Lab -> CMYK)

From: Lab

To: Light GCR 300 UCR CMYK Euro Positive Proofing

Engine: Built-In

Intent: Perceptual (Images)

Цвет (CMYK)

 

C=76% M=64%

Y=64% K=95%

 

C=76% M=64%

Y=64% K=95%

Profile to Profile...
(CMYK -> Lab)

 

From: Light GCR 300 UCR CMYK Euro Positive Proofing

To: Lab

Engine: Built-In

Intent: Perceptual (Images)

Цвет (Lab)

L=0 a=-3 b=1

L=7 a=-3 b=1

Как видно, первое преобразование дает одинаковые результаты в обоих случаях. Из-за технологических недостатков печатного устройства “абсолютно” черный цвет не может быть напечатан таковым, и оттиск будет иметь некоторую небольшую светлоту. Второе преобразование дает различные результаты. Первое изображение опять стало абсолютно черным, а второе осталось “немного” серым.


Какие же практические советы по использованию опции Black Point Compensation можно дать?

Adobe рекомендует всегда включать Black Point Compensation. Но иногда это ухудшает результат — детали в темных участках исчезают. Обычно это случается при преобразовании изображения в режим RGB. Видимо, это зависит от конечного (Destination) профиля, точнее от программы, с помощью которой этот профиль создан. Поэтому при преобразовании RGB -> RGB или CMYK -> RGB лучше эту опцию отключать, а еще лучше — проверить обе возможности.

Еще один случай, когда следует отключить Black Point Compensation — когда вам нужна экранная цветопроба печатного процесса с малым динамическим диапазоном (то есть когда самый темный возможный цвет является не черным, а темно-серым), например, газетной печати. В этом случае нужно отключить опцию Black Point Compensation в настройках CMYK Setup... Это позволит точнее предсказать следствие небольшого динамического диапазона газетной печати.



Поделитесь с друзьями этой страницей: