Gordon E.Jenkins

Northern Technical Manager for Coates Lorilleux Printing Inks

Статья из журнала DIGIT издаваемго Royal Photographic Society's Digital Imaging Group



Светостойкость - тема, которой я занимаюсь уже более 30 лет. Фотографов начали интересовать технологии архивирования отпечатков с момента изобретения серебряно-галоидной фотогафии. Сейчас после появления струйной технологии фотопечати этот вопрос снова в центре внимания.

Выцветание чернил происходит под воздействием следующих факторов;-

1. Воздействие света, которое приводит к ослаблению или изменению цветовых оттенков и "загрязнение отпечатка".

2. Взаимодействие различных чернил, которые могут быть стабильными сами по себе, но в смешанном состоянии они быстро изменяют цвет.

3. Влияние химических элементов атмосферы, бумаги, клея и адгезива ламината.

Прежде, чем мы перейдем к обсуждению этих факторов, позвольте несколько слов о методах тестирования и шкалах светостойкости. Когда я пришел работать в индустрию красителй, все чернила тестировались на стойкость сравнением со стойким красным пигментом, известным как crimson madder; и практика в индустрии красителей состояла в сравнении других красителей с этим красным пигментом. В шкале светостойкости ему было присвоено 10 баллов, ниже шли менее стойкие красители. Со временем появились еще более стойкие красители, и шкала madеr устарела.

Наиболее часто используемая шкала сейчас называется "Blue Wool Scale" (BWS), принятая в качестве британского стандарта (BS1006), и позже принятая в качестве международного (ISO), хотя работы по совершенствованию этого стандарта продолжаются. Стандарт шкалы Blue Wool состоит из образцов голубой шерсти ( Blue Wool) окрашенных различными красителями, высший бал 8, который рассматривается как эталон стойкости. Семь других менее долговечных красителей упорядочены по стойкости, с которыми соотносятся все известные красители. Представляется затруднительным сопоставлять стойкость красителя с набором образцов шерсти, но на практике это и не требуется. Для облегчения задачи мы также используем шкалу серого, показывающую различные степени контраста.

Лучший способ проверки светостойкости, похоже состоит в помещении половины отпечатка на солнце, экспонирование его в течении определенного времени, а затем измерение степени выцветания посредством сравнения его с образцом шкалы Blue Wool, находившимся в тех же условиях экспозиции. Выцветание также можно измерить сравнением с не экспонированном образцом. Однако этот метод сопряжен с двумя проблемами - это время года и переменные условия освещения. Как долгота, так и сезон года оказывают существенное влияние на результаты.

Более практичен тест, в котором используется искусственный свет, симулирующий спектр солнечного. Оборудование можно эксплуатировать и ночью, благодаря чему результат можно получить за несколько дней, а не месяцев. Первоначально применяли угольный дуговой разряд, сейчас большее распространение получили ксеноновые лампы, создающие непрерывный спектр.

Воздействие света.

Производители пигментов и красок дают производителю чернил спецификацию на каждый краситель. Надо иметь ввиду, что светостойкость это свойство красителя. Краситель поглощает свет, а поскольку свет это форма энергии, то краситель нагревается, амплитуда колебаний молекул возрастает и молекулярная структура красителя постепенно разрушается, результатом чего является изменение цвета красителя.

Замечено также, что чем ярче краски, тем они более светостойки. Чернила с более высоким содержанием пигмента могут поглотить больше световой энергии и поэтому деградируют в меньшей степени. То есть воздействие света влияет на цвет сложным образом, однако свет далеко не единственный фактор, определяющий срок сохранности фотографии.

Воздействие кислот, щелочей и обычных растворителей оказывает влияние на светостойкость.

Только небольшое количество бумаг абсолютно нейтральны, вообще говоря бумага без покрытия представляет собой слабо щелочную среду (pH 6.5), покрытия обычно имеют кислотные свойства (pH 7.5-8.0). нельзя говорить о светостойкости чернил, без указания типа бумаги, которая использовалась для тестирования. Я уверен, что многие бумаги не пригодны для архивного хранения. Адгезивы, использующиеся при обрамлении фотографий могут также существенно влиять на светостойкость.

Растворители и химикаты на пластиковых пленках используемых для защиты отпечатков от механических воздействий могут приводить к выцветанию фотографий и появлению на них пятен. Пленка может защищать отпечаток от УФ лучей, но химические примеси в пленке могут принести больше вреда и обуславливать быструю деградацию фотографий.

Загрязнения, присутствующие в атмосфере наших городов - кислотные пары, двуокись серы, и многие другие вещества, выходящие из автомобильных выхлопных труб оказывают свое влияние на ускорение старения фотографий.

Я провел несколько тестов "стандартных" струйных отпечатков под ксеноновой лампой по вышеописанной методике и получил стойкость 1-2 BWS. Это означает очень низкую светостойкость и не пригодность отпечатков для архивирования. Эти значения светостойкости например, неприемлемы для печати на упаковочном материале, применяемом в супермаркетах, поскольку для этих целей требуется более 4-х баллов BWS. Трудно сказать, как долго проживет отпечаток, поскольку это зависит от условий его хранения, я могу предположить, что отпечаток на выставке (напечатанный на стандартном струйнике) покажет признаки деградации где-то через 6-12 месяцев. Надо быть справедливыми к производителям принтеров, - мы используем их продукт не для того, для чего он был задуман - для печати брошюр и презентационных материалов. Отнюдь не для печати работ серьезных фотографов для демонстрации их на выставках. Купите или продадите ли вы картину, распечатанную на офисном струйнике?

К сожалению светостойкие пигменты и красители стоят гораздо дороже, и как часто бывает в нашей жизни, что платите, то и имеете!

Некоторое время назад мне прислали копию статьи по оценке светостойкости проведенной Samantha L. Kelly из Department of Colour Chemistry, Polymer & Surface Coatings Research Group, University of Leeds. Ее статья констатировала примерно тоже, что написано выше. Однако в ней пишется, что скоро будет введен новый стандарт заменяющий Blue Wool Standard, и что шкала будет расширена от 0 до 9, вместо от 1 до 8. Измерения степени выцветания будут проводится с использованием калориметрической техники. Эта работа все еще продолжается, но и в 21 веке мы все еще будем использовать шкалу Blue Wool.

Я был более чем заинтересован статьей о чернилах Fotonic фирмы Lyson, тестирование которых показало, отпечатки, сделанные с их использованием проживут 25-30 лет в помещении, а не 6 месяцев, как оригинальные чернила. Это больше, чем обычная фотография!

Эти чернила были куплены для Epson Colour Stylus 1520 и было отпечатано несколько блоков цветов, чтобы я смог провести измерения на фадеометре после тестирования ксеноновой лампой. В качестве бумаги использовалась Epson photo glossy paper. Результаты были поразительны так как они соответствовали 6-7 баллам по BWS (шкала от 1 до 8), что конечно в индустрии красок классифицируется как светостойкие чернила. Я бы не хотел переводить эти баллы в реальное время сохранности отпечатков, а поскольку оно сильно зависит от условий их хранения, но такие отпечатки безусловно сохранятся дольше, чем традиционная серебряно-галоидная фотография.

Циан и Желтый цвета похожи по оттенку на оригинальные OEM чернила, а красный немного желтоват. Однако это разница легко компенсируется настройками в драйвере принтера.

Lyson предлагает Сертификат на Fotonic гарантирующий его применимость для профессинальных целей ( Certificate of Performance for Lyson Fotonic Professional Products). Однако этот сертификат действует только если вы используете эти чернила с бумагами Lyson Fotonic Professional Media. Это подтверждает мои выводы о том, что бумага для печати должна обязательно учитываться при оценке долговечности отпечатка.

Однако за светостойкость надо платить. Поэтому чернила Lyson примерно на 40% дороже стандартных чернил.

Источник: Инк-Маркет.ру.