По стопам Гутенберга, Федорова и Ньепса. Тест струйных принтеров

inkjet printers, Epson, Hewlett Packard, Canon, Printers tests




Журнал "TechnoNEWS" 2005 #21

Павел Шляпников.

Спустя пять веков после первого печатного оттиска на бумаге и полтора века после первого фотографического отпечатка можно с уверенностью сказать, что повторить это способен каждый. Это в теории. На практике же за окном 2005 год, и мы хотим куда большего. Может ли передовая техника цифрового века удовлетворить все наши потребности?

Лично я не понял. Зачем, почему и что займет место на столе среднестатистического человека из среднестатистической страны со среднестатистическим доходом. Я готов отдать почку за отсутствие бесконечного выбора на рынке. За то, чтобы можно было прийти в магазин и сказать: "Дайте принтер", и чтобы продавец с фальшивой голливудской улыбкой принес коробку с гордой надписью "The Ultimate Printer" на боку. Я бы приехал домой, раскрыл коробку, насладился бы гармонией визуального и программного сочетания нового устройства со своим "The Ultimate Computer". И с легкой руки распечатал бы все, что захотел. Такой вот hi-tech коммунизм.

На практике все несколько сложнее. Есть три принтера за среднестатистическую цену. Принтеры неравнозначные по техническим характеристикам и количеству дополнительных примочек. Отбирали мы их хитро: приезжали к производителям и буквально просили: "Дайте принтер". Пожалуй, это единственный способ понять, что думает производитель о потребностях потребителя.

Так у меня дома оказались HP 6800, Canon iP5200 и Epson Stylus Photo R220. Только первый пришел ко мне в полной комплектации, на два остальных мне достался всего один кабель питания. Поэтому оценить количество ненужной макулатуры и дисков в комплекте не удалось.

Но хватит болтовни. К барьеру! Бокса не будет, будет реслинг. И не бутафорский, под который хорошо переваривать гамбургеры, а самый настоящий: жестокий, кровавый и потому убедительный.

В одном углу ринга стиляга HP. Как бывалый фокусник, в рукаве он затаил 5 тузов, 9 кроликов, ракетно-зенитный комплекс С-300 и свеклоуборочный комбайн. Зачем - читаем ниже.

В другом углу - простой парень Epson. Скромно одетый, с грустными глазами и тростинкой в зубах. В зале все знают, что в рукопашном бою он фаворит, однако у соперников полно фокусов. Но в него верят.

В третьем углу - Canon. Сумоист по прозвищу Грендайзер. Темная лошадка.

В четвертом углу расположился то ли судья, то ли абсолютный чемпион всех времен и народов - хромалиновая цветопроба. Такие делают в пре-прессах на стадии коррекции цветов офсетных отпечатков термосублимационной технологией на бумаге плотностью 400-500 г/м^2. Он все равно победит, но места на пьедестале ему не найдется. Он здесь вне конкурса.

cравниваемые модели:
  • Струйный принтер HP DeskJet 6800
  • Струйный принтер EPSON Stylus Photo R220
  • Струйный принтер Canon iP5200


HP DeskJet 6800

У каждой компании, а тем более у бренда такого уровня, есть свое лицо. Я не имею в виду логотип, фирменные цвета и порядок пунктов в меню на домашней страничке. Черты лица определяют некие устоявшиеся свойства и общие тенденции в потоке продуктов. Для Apple - это креативность, для Oracle - непоколебимость, для Leo Burnett - сарказм, для IKEA - народность, для Microsoft - глючность... Долгие-долгие годы бренд HP я характеризовал одним словом - уравновешенность. На протяжении последнего десятилетия я наблюдал в большинстве офисов LaserJet 5L, потом LaserJet 1100, а будучи учащимся гордился легендарным 690C за то, что его нельзя упрекнуть в излишке или недостатке функций. Он напечатал мне не один десяток рефератов/курсовых, с радостью выдавал приличного качества фото на дешевой немелованной офисной бумаге. А черный картридж у него мы заправляли чернилами из гелевой ручки.

Сейчас у меня на полу (простите, после Canon'а на стол просто ничего не влезло) примостился DeskJet 6800. Мне кажется, в этот принтер обязательно должен быть встроен чип, блокирующий печать, если 6800 располагается не на столе от IKEA. Шутки шутками, а боец HP действительно красив. Цветом полинявшего индиго он блестит, как мой PowerMac G4, но совершенно отказывается с ним сочетаться визуально. Впрочем, на память не пришло ни одного современного устройства со схожим дизайном. Действительно важной особенностью дизайна 6800 оказалось то, что входной и выходной лотки находятся у него в одной плоскости и на одной платформе. Соответственно, верхняя крышка у него совершенно плоская, и открывать ее, кроме как для замены картриджей, не имеет смысла. Ради экономии пространства поставил на него сверху Epson. Получилось красиво и символично.

Функционально DeskJet 6800 выделился наличием WiFi, LAN и системой для двусторонней печати (входит в стандартную поставку). Последнее, видимо, дань Гринпису как жест отрицания вырубки лесов бассейна реки Амазонки. Вот вам загадка: вы начальник, а подчиненный приносит вам отчет, распечатанный на двух сторонах бумаги. Читая документ, вы подумаете: "Какой замечательный работник! Он только что сэкономил мне 0,00893% годового бюджета на бумаге!", или "Что, блин, бумагу, что ли, жалко, да?!" Ответ определит, устанавливать вам блок двусторонней печати или нет. И не пожалейте двух минут - черканите в редакционный почтовый ящик хотя бы один пример, зачем распечатывать фотографии на двух сторонах.

WiFi и LAN в принтере - это примерно как прямая линия с президентом России Владимиром Владимировичем Путиным. Типа смотрите, какой он замечательный: ему только позвонили, а уже через неделю в какой-то богом забытой деревушке провели водопровод! Но что это за страна, где водопровод появляется исключительно по прямому указанию президента? Это о целесообразности. Но к черту политику. Мой скептицизм подорвал главный редактор, прибежавший ко мне со своим Apple iBook'ом. Надо отдать должное программистам HP - драйвера для принтера самые полные, местами с излишками, отличаются структурной логичностью и адекватностью. Более того - единственные драйвера, где версия для Mac OS X функционально не отличается от версии под Windows. И это единственной принтер, способный печатать из Mac OS X без полей. 6800 легко снюхался с iBook'ом посредством Bonjour (бывшее Rendez-vous), передача информации происходила быстро, а печать шла без сучка и задоринки вплоть до второго отпечатка. Первым же был крик души инженеров HP - функция WOW!. Это единственная кнопка на одноименной вкладке драйвара, мимо которой просто невозможно пройти. В итоге вы потратите дорогой сердцу и кошельку лист фотобумаги на референсный отпечаток фотографии натюрморта размером 5 на 8 сантиметров и логотип HP в полной красе. Браво!


Давать характеристику тому, что происходило дальше, не буду. Сплошные факты: на цветных фото общий цветовой баланс сильно смещен в сторону зеленого. На ч/б - в сторону красного. Откалибровать принтер можно, но в силу того, что баланс цвета на уровне драйвера - это необозначенные никакими единицами измерения шкалы, займет это у вас примерно... один цветной картридж плюс 6-8 часов. После 20-го отпечатка появляется ощутимая строчность: видны следы каждого прохода головки. И вот чего я не ожидал от распечатки на струйнике, так это увидеть трэппинг.

Трэппинг - термин из офсетной печати. Краски там ложатся не под одинаковым углом, как в цифровой печати, а под разными углами, из-за чего на стыке чистых, близких к ста процентам заливок возникает белый пунктирчик. Чтобы этого не происходило, процессор обсчитывает контрастные совмещения с небольшим наплывом красок друг на друга. Возьмите любой глянцевый журнал и найдите стык голубой и желтой краски. Вокруг них вы заметите мизерную кайму инородного цвета.

Я практически был готов поверить в невозможное, но вдруг вспомнилось, что совершенно такой же эффект дает неграмотное применение Unsharpen Mask в Photoshop. Используется эта функция для незначительного поднятия резкости, но если перестараться, можно получить вышеописанный эффект на стыке контрастных пятен.


Визуально это мелочь, без детального анализа увидеть это сложно. Но то, что драйвер без моего ведома начинает повышать резкость у картинки, задевает мое самолюбие. Нечестно и некрасиво.

Прости, Хьюллет, прости, Паккард, но принтер начинается с печати, а на дизайн, WiFi и WOW! пускай соблазняются обадатели Vertu. Им инкрустация драгметаллами куда важнее начинки от Nokia 3310.

Итого: Chromaline Proof остается недостижимым идеалом для DeskJet 6800.



EPSON Stylus Photo R220

По дизайну EPSON мне напомнил... принтер. И это оказалось неожиданно приятным - на фоне тотального проектирования устройств, похожих на что угодно, но только не на самих себя (HP, например, напоминает пианино), хочется визуального соответствия.

У EPSON'а самая обычная внешность, самые простые драйвера, самый банальный набор поставки, самый стандартный механизм протяжки бумаги. Этакая Toyota Corolla в мире принтеров. Но самый обычный из предоставленных образцов заставляет повсеместно удивляться бесконечным приятным мелочам. Это единственный из предоставленных принтеров, который печатает шестью раздельными картриджами. Единственный, который не останавливает печать при открытой крышке. Единственный, который позволил грамотно корректировать цвет.

С цветом не все так хорошо - чтобы добиться достойного отпечатка, придется записаться в гильдию колористов-энтузиастов. Давняя болезнь EPSON'ов - это чрезмерное увлечение пурпурной краской. Я готов отнести это в недостатки, если бы не одно но. Безусловно, розовый вместо серого раздражает. Но на распечатках EPSON'а кожа настоящая - розовая с румянцем. Можно предположить, что это из-за наличия светло-пурпурного картриджа, но не все так очевидно. Если распечатать полный цветовой охват Adobe RGB, то остальные принтеры проваливаются именно в районе насыщенного красного, а не розового цвета, следовательно, здесь сказывается работа именно пурпурной краски. Спор профессионалов о цветовом балансе сродни спору физика с теологом или аудиофила с меломаном, но есть один аргумент, который не поддается сомнению.

За долгие годы издательского бизнеса было выработано такое понятие, как inspiration. Переведем на русский язык как "вдохновляющий фактор". Когда мы рассматриваем фотографию какого-то человека в журнале, то психологически подставляем себя на его место. И второстепенно, какого цвета костюм или платье на человеке, какого цвета небо и на сколько ступеней диафрагмы недодержан интерьер. Важен здоровый и натуральный цвет кожи. Просто зрителю не хочется иметь багровый или же трупно-синий оттенок лица.

Я пошел дальше и начал показывать снимки, где серый цвет явно не присутствует (чтобы не выдавать очевидное отклонение в цвете). И общий уклон в пурпурные тона люди характеризовали как "более натуральный". Да, у меня замыленный постоянной цветокоррекцией взгляд, но, как говорят англичане, "красота - в глазах смотрящего": субъективным наблюдателям такое отклонение нравится.


Больше - не всегда лучше: с черно-белыми отпечатками у EPSON'а хуже всех в тесте. Видимо, из-за того, что R220 пытается воссоздать серый всеми шестью рабочими цветами. И дело даже не в общем уклоне в какой-то цвет, а в том, что оттенки серого EPSON пытается воссоздать чернилами разной плотности. Поэтому местами даже наступает поляризация.

EPSON быстрее всех печатает. Я сначала подумал, что функция High Speed (по умолчанию включенная) каким-то образом сказывается на качестве, но разницы в "медленных" и "быстрых" отпечатках так и не заметил.

Отдельного рассмотрения заслуживает функция PhotoRET - по заявлению производителя, дающая сверхвысокое качество печати. Похожая история происходит при максимальных качественных настройках у всех тестируемых принтеров: на лист бумаги ложится в три раза больше краски, что еще больше усугубляет цветовые отклонения принтера. В другом случае фотография насыщается более чем на 320% краски, чего просто не выдерживают отражающие свойства бумаги, и выходит примерно тот цвет, который вы получали в детстве, смешав все акварельные краски в одну кашу в попытке проверить, получится ли белый колер, если сложить семь цветов радуги. У EPSON'а это выражено в крайней степени из-за того, что красок шесть. Кто-то упрекнет некачественную бумагу, но тесты проводились на самой дорогой родной фотобумаге, предоставленной вместе с принтерами.


Очень сложно резюмировать EPSON. С одной стороны, он отражает все мои потребности, местами вызывая восхищение продуманностью конструкции. Возможно, он подойдет и для профессиональной работы с цветом и распечатки фотографий за минимальные деньги без утомительного похода в фотолаб. С другой - принтер снабжен скудными драйверами под Mac OS X: отсутствует даже функция печати без полей, хотя в документации такая возможность указана. Очень странный шаг со стороны компании: многие профессионалы визуального искусства крепко обосновались на "альтернативной" платформе, и им тоже не помешает недорогой, но продвинутый инструмент на рабочем столе.

И знаете - после светомузыки в исполнении HP - R220 показался скучным и бескомпромиссным. У EPSON есть своя уникальность и красота, но она не кричит о себе ни вкладкой WOW! в драйвере принтера, ни громкими обещаниями на коробке. Красота эта инженерная. Мне не будет жалко ни одной условной единицы, потраченной на данный принтер, так как это будут вложения в качество финального отпечатка. Но при таком подходе EPSON не снабдил меня ящиком с гаечными ключами, чтобы сделать из скромного Peugeot 206 чемпиона на любой "четверти мили".

Итого: Chromaline Proof дружески хлопает EPSON по плечу. Единственное, что нужно R220, это поработать над самосознанием.



Canon iP5200

Извините, но от самого слова Pixma меня тянет нервно хихикать. Но когда ЭТО попало ко мне в руки... Canon - это весело, причем вполне откровенно, без всякого сарказма. iP5200 оставил о себе ощущение какого-то добродушного толстяка, с гордостью занявшего у меня полстола и спихнув на пол HP c EPSON'ом. Но обо всем по порядку.

Как только мы с главным редактором не пытались его называть! И грендайзером, и TIE Fighter'ом, и Lego. Даже HP визуально куда ближе к понимаю принтера как устройства.

Пока iP5200 спит, это серенький параллелепипед. Когда же вам захочется чего-либо распечатать, вы открываете выходной лоток и входной верхний лоток. Можно открыть входной нижний лоток (да-да, у Canon'а два лотка подачи!), но в "заправленном" виде он вмещает в себя только A5, а чтобы печатать на А4, нужно разложить лоток вдвое, потратив минут 10, чтобы найти защелку, позволяющую это сделать. Но тогда он будет выпирать из принтера, что нарушает его "гармонию примитивной формы".

В общем, пытаться описать дизайн Canon'а - это фактически цитировать инструкции советских времен по сборке стенных шкафов: "втулку У285-4 закрепите винтом класса Б14 на планке А8-1 и вставьте в паз Г4 на правой боковине нижней части элемента 4а".

Было бы неинтересно, если бы такая логика не нашла своего развития в программной части: драйвер принтера - это такой пазл. Варьируя параметры бумаги и лотка, можно получать доступ к разной степени качества отпечатка и к другим интересным параметрам.


Их не так много, но чего стоит только фотошоповский Find Edges на уровне драйвера принтера, не говоря уже про всякую ч/б, сепию и т.п. Производитель не забыл и свой основной источник дохода и в драйвер принтера, видимо по инерции, встроил еще и систему подавления шумов на фотографиях. Я предположу, что это все нужно потребителю как собаке пятое колесо. При этом сложить пазл драйвера, чтобы стала доступна печать без полей, мне так и не удалось.

Но самое интересное происходит, когда из принтера начинают появляться отпечатки. По умолчанию Canon действительно печатает лучше остальных участников. Безусловно, можно неделю мучить EPSON и в конце концов написать ему собственный ICC-профиль, но стараниями Canon'а мы уже почти на полпути к вожделенному hi-tech коммунизму.


У Canon'а не такие яркие, как у HP и EPSON'а, чернила: фотографии получаются более мягкие, но зато я наконец-то увидел истинный серый цвет. Между тем Canon хуже всех печатает офисные документы - очевидно, пытается угнаться по скорости за лазерными принтерами.

Ужасной особенностью Canon'а, поначалу кажущейся забавной, является способность принтера "скучать". Т.е. когда он включен, он периодически начинает двигать головками, чего-то калибровать, просаживать посадочную площадку. Его даже не оправдывает то, что он самый тихий в тесте.

Не знаю почему, но я полюбил iP5200 больше, чем HP и EPSON. Я не очень жалую саму корпорацию Canon за их политику на рынке цифровых камер, но раз уж так повелось, что Microsoft производит отличные мышки, а Apple - лучшие плееры, придется проявлять снисхождение к второстепенным для компаний продуктам.

Итого: Chromaline Proof бросает все и уходит с ринга. Не интересно судить такую разношерстную свору.



Осадок

Я не объявлю Canon лучшим ровно потому, что лучшим он будет только среди Canon'ов за низшую цену. EPSON R220 же лучший шестикрасочный принтер за такие деньги (для справки: других шестикрасочников за такие деньги нету). К HP нужен своеобразный подход в восприятии: это концепт. Сверхновая BMW с новейшей системой проецирования GoogleMaps на крышку бензобака и с рулем в форме петли Мебиуса совершенно не должен ездить. Он должен отстоять свои пять дней на Женевском автосалоне, привлекая восторженные взгляды посетителей. А сотрудники стенда будут считать каждый изумленный вздох и записывать каждый вопрос относительно целесообразности абсурдных инноваций, лукаво доказывая, что "за этим будущее мирового автопрома". Автосалон закончится, люди забудут про концепт, а маркетологи займутся дотошным анализом выражений глаз, снятых на скрытую камеру на стенде. И по итогам исследований, тестов, фокус-групп и обязательных прогонов в аэродинамической трубе лет так через 5-7 появится серийный образец машины с крышкой бензобака в форме петли Мебиуса.

Конечно, такой бред смог родиться только в оригинальном сознании автора (ну, или Кристофера Бэнгла) и HP, которая, напичкав правнука печатающей машинки последними технологиями, вероятно, пыталась закрепиться на рынке как инновационная компания, но позорно сдала позиции по уровню отпечатка.

Года два назад казалось, что "The Ultimate Printer" уже где-то рядом: пресс-релизы компаний блистали уже нереалистичными цифрами в графе "разрешение печати" (здравый смысл подсказал обратиться к химикам и узнать примерный диаметр пор разных сортов бумаги). Люди уже осознали, что сверхскорость в печати фотографий им не нужна, все равно получится быстрее, чем "заберите завтра после двух".

И, упади сейчас цены на топовые модели тех времен до уровня ширины кармана среднестатистического потребителя, было бы бесконечно скучно писать этот обзор и было бы... на чем печатать.

Резюмировать я должен советом. Но я так и не смог понять, что бы я купил себе как замену фотолаборатории и печатающей машинки не кривя душой. В периоды рыночной депрессии и совершенного диссонанса потребностей покупателя и мнения производителя есть единственный способ выбрать себе принтер. Выбирайте душой и сердцем. И пускай он будет плохо печатать, громко визжать головкой и жевать каждый второй лист бумаги. Главное, что вы будете любить его. А значит, будете счастливы.



Поделитесь с друзьями этой страницей: