Как правильно выбрать дупликатор (ризограф)

Полиграфия, laser printers



 

 


  • Как выбрать дупликатор (ризограф)
  • Терминология
  • Мастер-пленка и краска
  • Интерфейс
  • Сменный барабан
  • Термоголовка. Разрешающая способность ризографа (дупликатора)
  • Пресс вал
  • Надежность
  • Ресурс аппарата. Срок службы дупликаторов различных производителей


Как выбрать дупликатор (ризограф)

В конце 70 годов японская фирма Riso Kagaku, занимавшаяся производством красок для трафаретной печати задумала объединить хорошо известный на протяжении веков метод трафаретной печати и современные японские технологии. Подобным же образом не задолго до этого действовала фирма Xerox, которая считается основоположником метода фотокопирования документов.

Таким образом был создан первый автоматический аппарат для трафаретной печати на бумаге, в котором были объединены устройства сканирования, цифровой обработки изображения, автоматического изготовления трафаретной пленки, автоматической установки ее на печатный барабан и устройство подачи краски. Что же нового было на самом деле создано? Можно ли считать, как теперь принято говорить, что первый ризограф был изобретен фирмой Riso Kagaku? Новым было только то, что все эти хорошо известные и широко применяемые в то время (даже у нас в стране) принципы и устройства были объединены в одну машину с получением непрерывного печатного цикла.

Разумеется, первые машины были очень примитивны, качество печати отвратительное, надежность низкая. Казалось, что они никогда не смогут составить конкуренцию уже широко распространенному методу фотокопированию документов ("ксероксам") и с другой стороны офсетным машинам, так как потребительская ниша, отведенная этим машинам, располагалась как раз между тиражами от 50 до 5000 тыс. оттисков.

Однако технология развивалась, к ее развитию подключились такие индустриальные монстры как Ricoh. К слову сказать промышленный гигант Ricoh в сотни раз превосходит компанию Riso Kagaku по своему годовому обороту. Основная специализация Ricoh - это копировальные аппараты, фотоаппараты, сканеры, факсы, часы и многое другое. У таких гигантов с новыми идеями, как водится, плоховато, но зато есть прекрасные возможности в мелочах дорабатывать и совершенствовать то, что увидели на стороне. Тем более, что тема оказалась очень близка, так как в новых аппаратах применяются комплектующие аналогичные копировальным и факсимильным аппратам.

Таким образом к концу 80-х годов на мировом рынке уже активно продавались автоматические аппараты трафаретной печати. Высокая доходность и перспективность нового бизнеса заставило обратить на него внимание и совершенно сторонние фирмы, например Duplo, которая до сих пор изготовляла листоподборочные машины, но почему-то решила, что именно это аппарат ей будет особенно близок для достраивания комплексной технологической линейки. Были и другие фирмы, которые либо не дошли до наших дней, либо ведут весьма жалкое существование и не оказывают значительного влияния на этот бизнес.

По началу аппараты разных производителей очень различались по своим возможностям. Одни узлы были лучше выполнены на одном аппарате, другие лучше на другом аппарате. Потребитель был поставлен перед задачей выбора - какой функции или возможности отдать предпочтение. Задача была особенно тяжела, так как первые аппараты стоили десятки тысяч долларов. С годами подсматривая друг за другом, копируя интересные разработки конкурентов все фирмы пришли к полной унификации своих изделий по качеству и возможностям. На данный момент можно утверждать, что аппараты Ricoh, Riso, Duplo мало отличаются друг от друга по возможностям и качеству печати. Несмотря на то, что некоторые модели имеют конструктивные различия, для многих пользователей они скорее всего останутся непознанными. Поэтому при покупке такого аппарата выггадывать что-либо по качеству печати, выбирая между разными производителями также смешно, как выбирать СВЧ - печку ориентируясь на компанию-производителя . Всем понятно, что любая печка внутри одной товарной категории будет неплохо готовить и разницу вы не почувствуете.


Терминология

Для начала постараемся разобраться, чем отличаются между собой ризограф, дупликатор и дубликатор. Часто неправильные решения кроятся именно в неразберихе с терминами, так как единого систематического подхода в этой области не существует.

В английском языке этот класс аппаратов называется Digital Stencil Duplicator. Название отражает основные принципы работы этой машины. А вот с дословным переводом туговато… Если первые два слова переводятся легко : Цифровой Трафаретный, то следующее слово в русском языке аналогов не имеет. Duplicate - это глагол, означающий мультиплицирование чего-либо, то есть тиражирование. Правильно назвать эту машину Тиражный аппарат, так как и предназначен он для тиражирования. Однако это очень длинно и по законам языка не нашло своего отражения. Тогда придумали термин "минитипография". Что, однако, тоже не прижилось. Как не странно прижились совершенно другие слова. Побуквенная транслитерация - Дупликатор и сходное с ним по звучанию слово Дубликатор, которое, строго говоря, является переводом совершенно другого английского слова, образованного от Double, то есть делать два, а не много. Но в русском языке оно лучше ассоциируется с более известным и сходным по звучанию словом "дубликат". Так и повелось. Поэтому с точки зрения употребления этих слов в современной литературе они совершенно равноправны и встречаются одинаково часто.

Прижилось и другое слово. Так как первым аппаратом попавшим на наш рынок был дупликатор фирмы Riso Kagaku, то сообразительные менеджеры, продвигавшие эту технику на нашем рынке быстро смекнули, что с точки зрения маркетинга выгодно назвать эту машину по аналогии с "ксероксом". Тем более, что слово "ризограф" хорошо согласуется с нормами на звучание слов в русском языке и подходит по смыслу. Этими особенностями слова, а не уникальностью продукции компании Riso и объясняется широкое применение этого слова в русском языке для обозначения аппаратов подобного класса, которые все же правильно называть цифровые дупликаторы.

Уцепились за слово дупликатор и менеджеры, продвигавшие на наш рынок продукцию Duplo. Им справедливо показалось, что в слове "дупликатор" есть созвучность со словом компании-производителя их дупликаторов. Хотя их расчет оказался правильным и многие "темные" потребители быстро поймались на эту наживку, еще раз подчеркнем, что это не более чем совпадение в звучание этих слов и никакого другого смысла здесь нет.


Мастер-пленка и краска

Для печати в дупликаторах (ризографах) используются краска и трафаретная пленка. Многие не понимают, для чего в "ксероксе" нужна еще и пленка. В пленке прожигаются микроскопические отверстия, через которые краска вытесняется на бумагу. Типичный метод трафаретной печати. В английском языке она называется Master, то есть форма-трафарет, матрица. Отсюда и разнообразие русских терминов, которые по сути означают одно и то же: мастер-пленка, матрицы, мастера. По своей структуре это тончайшая пленка на волоконной нетканой основе с полимерным покрытием, которое испаряется под действием тепла термоголовки в процессе изготовления формы в дупликаторе (ризографе).

Краска в английском языке называется Ink, и обозначает как чернила для шариковых ручек, так и все виды краски для любого печатного устройства: принтера, офсетной, флексографской машины независимо от ее состава. Отметим, что другим английским словом Paint обозначают исключительно краску для малярных и художественных работ. Это на первых этапах продвижения ризографов на российском рынке породило массу маркетинговых уловок. Так многие велись ожесточенные споры с потребителем о том, чем лучше печатать - краской или чернилами, так как разные производители по разному перевели слово Ink, указанное на тубе с краской, на русский язык. По своему составу краски хотя и отличаются, но очень похожи и, в принципе, взаимозаменяемые. Однако каждый производитель старается поднастроить свой аппарат под вязкость и особенности своей краски. Обилие прорезей, пимпочек, соски разного диаметра на тубах - все это придумано не ради беспокойства об облегчении жизни потребителю, а исключительно в корыстных целях производителя, чтобы исключить возможность использования других расходных материалов. Однако производители совместимых расходных материалов стараются не отставать. Какими расходниками печатать в праве выбирать сам потребитель. Стоит однако иметь в виду, что использование совместимой краски не дает никаких гарантий в долговечности аппарата и качеству печати.


Интерфейс

Строго говоря контроллер от английского слова Controller, хотя в русском языке почему-то применяют термин интерфейс - устройство для подключения дупликатора (ризографа) к компьютеру. Это устройство позволяет напрямую выводить изображение с компьютера на печать в дупликаторе (ризографе), минуя сканер. Интерфейс включает в себя достаточно дорогой RIP- процессор и систему управления им. Качество печати увеличивается весьма существенно, чем и объясняется популярность этого устройства у потребителей, несмотря на его высокую стоимость. В последнее время производители стали практиковать встраивание интерфейса в дупликатор (ризограф) прямо на заводе. Объясняется это заботой о потребителе, так как вы избавляетесь от лишних проводов, коробки самого интерфейса, установленного рядом с дупликатором (ризографом). На нах взгляд это не очень удобно и продиктовано корыстными интересами производителя.

Во-первых, вас лишают права выбора. Вы не можете докупить интерфейс в последствии или вообще его не брать (многим он действительно не нужен). Стоимость такого устройства составляет тысячи долларов.

Во-вторых, в случае замены печатного аппарата по причине его морального устаревания, физического износа или существенной неисправимой поломки, что бывает, вы вынуждены выбросить вполне рабочий интерфейс, так как установку его на другой аппарат в отличии от внешнего интерфейса произвести уже нельзя. Что касается внешних интерфейсов, то на примере интерфейсов компании Ricoh можно сказать, что, имея практически ту же стоимость, что и встроенные интерфейсы, они совместимы с любыми другими дупликаторами Ricoh независимо от модели и года выпуска.


Сменный барабан

Для печати различными цветами без мытья аппарата, что нежелательно в офисных условиях и противоречит принципу, заложенному в концепцию создания дупликаторов (ризографов), применяют технологию замены печатного красочного механизма целиком. Такой механизм заключен внутри сетчатого барабана, на который и надевается мастер-пленка при печати. Механизм включает в себя несколько различных сеток с внешней стороны барабана, устройство подачи краски (если имеется), систему раскатных валов внутри барабана и датчики подачи краски. При переходе на другой цвет весь узел меняется целиком, не требуя изнурительной процедуры смывки краски. В отличии от копировальных аппаратов сменный барабан сменяется только при переходе на другой цвет и не требует регулярной заменяя по причине его износа. Теоретически сменный барабан может прослужить весь срок службы дупликатора (ризографа) без замены. Однако на практике иногда приходится менять этот дорогостоящий узел по причине его механического повреждения при небрежном или неумелом обращении с ризографом (дупликатором). Часто сменные барабаны меняют из-за нейдачного применения совместимых расходных материалов, поэтому не стоит заливать в свой дупликатор (ризограф) что попало.

Можно ли печатать на ризографе разными цветами, имея только один сменный барабан, кроме черного, который поставляется в стандартную комплектацию нового ризографа?

Теоретически - да, барабан поставляется вообще чистым и раскатывается под любой цвет. Однако на практике смена одного цвета на другой требует либо полного мытья барабана, что крайне грязный и редко осуществляемый процесс, либо вытеснение краски одного цвета краской другого цвета. Этот процесс требует перевести не менее 20 000 тыс. листов бумаги, цвет отпечатка будет промежуточный. Реально этот процесс может быть осуществлен лишь однажды, когда вы уже точно уверены, что прежний цвет вам уже не понадобится.


Термоголовка. Разрешающая способность ризографа (дупликатора)

Самый дорогостоящий узел либого ризографа (дупликатора). Это устройство прожигает микроскопические отверстия на мастер-пленке. Будучи самым дорогим, этот узел определяет разрешающую способность печати ризографа (дупликатора). Обычно это 300х300 точек на дюйм (dpi), 300х400, 400х400, 600х600. Обращаем ваше внимание, что при разрешении 200х200 dpi, такой аппарат недавно выпустила компания Riso Kagaku, качество печати становится столь безобразным, что напечатать что-либо путное уже не удается. Наиболее предпочтительно иметь разрешение 600х600, однако ризографы с таким разрешением многим не по карману, поэтому более популярен ризограф с разрешением 400х400 dpi. Не стоит заниматься и самообманом, покупая аппараты сомнительного разрешения 300х600 dpi за терпимые деньги. Вы должны понимать, что реально аппарат оснащен головкой с разрешением 300 dpi. Особенность изготовления мастера в ризографе предполагает протягивание мастер-пленки через линейную термоголовку, которая, в этот момент, осуществляет прожиг отверстий. Так вот если тянуть в два раза медленнее, то как бы и отверстий можно нажечь в два раза больше при дешевой термоголовке. Отверстия получаются вытянутыми вдоль одной оси, а не круглыми. По качеству печати серьезных отличий от аппаратов 300х300 не заметно, но потребителю приятно, что у него "серьезный аппарат". Отметим, что такую глуповатую разработку предложила для российского рынка лишь фирма Duplo, видимо в порядке эксперимента.

Термоголова хотя и является ресурсным узлом, но реально служит весь срок службы ризографа. Хотя и не редки случаи ее замены. Отметим, что Ricoh, Riso, Duplo не производят своих термоголовок, как думают многие. Обычно используются термоголовки фирмы Kyocera или Toshiba. Все причины выхода из строя термоголовок кроются в некорректной работе материнских плат, как например часто было в ризографах Riso CR1610. Вообще все аппараты внутри собраны из комплектующих совершенно других фирм, а так называемые производители осуществляют лишь проектирование и сборку аппаратов.


Пресс вал

Достаточно важный элемент любого ризографа (дупликатора). Он прижимает лист бумаги прокатываемый под печатным барабаном. Требует замены через каждый миллион оттисков и чаще. Вообще принципиальная схема построения ризографа по такому принципу имеет ряд недостатков. Наиболее существенный - это плохое совмещение цветов при многокрасочной печати. Избавится от этого явления при любых регулировках ризографа практически невозможно. Реальным прорывом вперед была новая разработка компании Ricoh, которая в дупликаторе JP-5000 образца 1999 года предложила принципиально другую схему построения дупликатора. Проанализировав принцип работы офсетной машины, которая, как известно, имеет идеальное совмещение цветов при многокрасочной печати в несколько прогонов, конструкторы Ricoh создали первый дупликатор, в котором отсутствовал пресс вал. Вместо него был применен прижимной цилиндр большого диаметра, аналогичный печатному барабану в офсетной машине. На нем смонтирован клапан захвата листа. Этот клапан является своеобразным механическим упором для листа в процессе печати. Лист попадает в упор, клапан захлопывается, протягивает лист под формным барабаном, открывается и выбрасывает лист. Для увеличения срока службы этого клапана его можно отключить, когда работа на ризографе не требует идеального расположения изображения на листе. Тогда аппарат будет работать как обычный ризограф с пресс валом. Разработка оказалась столь удачной, что на ее базе в последствии были созданы дупликаторы Ricoh JP-5000 (400 точек), Ricoh JP-8000 (600 точек), Ricoh JP-5500 (400 точек), Ricoh JP-8500 (600 точек), Twin Unit Ricoh для одновременной двухкрасочной печати. Та же конструкция была затем реализована фирмой Riso в своей двух барабанной машине. Однако тут эта разработка была обречена на неудачу, так как машина получилась слишком дорогая из-за неправильной компоновки и не нашла спроса на рынке. В России их было продано всего несколько штук.

Таким образом, можно было говорить о создании фирмой Ricoh принципиально другой схемы построения дупликаторов, которая не была шлифовкой уже известных принципов, а принципиально другим подходом. Однако недостаточная рекламная поддержка, столь характерная для Ricoh по отношению к российскому рынку и более высокая стоимость таких машин не позволили отечественным потребителям оценить этот скачок технологий в полной мере. Разница становится заметной лишь теперь, когда те, кто все-таки купил этот дупликатор и поработал на нем, рассказал другим и убедился, что совмещение цветов - самая серьезная болезнь ризографов не ухудшилось и через год, и через пять. Теперь компания Ricoh предлагает и более дешевые дупликаторы с пресс валами, но многие по-прежнему предпочитают покупать модели, собранные на базе снятой с производства модели дупликатора Ricoh JP-5000. Тем более, что отличное состояние этих машин японской сборки после нескольких лет эксплуатации дает возможность приобрести такую машину бывшую в эксплуатации за небольшие деньги и прекрасно на ней работать.


Надежность

Надежность ризографов (дупликаторов) различных производителей в принципе одинакова. Часто приходится слышать, что Riso - это по-настоящему надежные ризографы. Это не более чем заблуждение, основанное на недостаточных данных об эксплуатации дупликаторов других производителей. Большой многолетний опыт обслуживания дупликаторов различный производителей позволяет утверждать, что приходится сталкиваться скорее не с надежность дупликаторов, а с аккуратным или небрежным отношением к эксплуатации такой сложной техники. Свою неряшливость и безалаберность люди часто списывают на ненадежность конструкции дупликатора (ризографа). Можно сказать, что мы неоднократно видели ризографы с показаниями счетчиков 30 000 000 оттисков, как и дупликаторы Ricoh с такими же показаниями. Во всех случаях машины были работоспособны.

Однако более дешевые ризографы (дупликаторы) малого формата традиционно имеют меньшую надежность, так как низкая стоимость аппарата, на который есть спрос на рынке, заставляет производителя упрощать конструкцию, заменять стальные части на пластиковые и т.д. Поэтому машины формата А3 всегда более надежны, чем машины формата А4. При этом разница в цене существенная.


Ресурс аппарата. Срок службы дупликаторов различных производителей

Особое внимание хотелось бы уделить такому расплывчатому понятию, как ресурс ризографа (дупликатора). Отсутствие четкого определения этого термина порождает многочисленные спекуляции со стороны торгующих фирм. Ситуация усугубляется еще и тем, что производители намерено не указывают в технической документации никаких цифр, определяющих этот срок. Указываются некоторые данные, определяющие пробег машин до некоторых капитальных ремонтов, однако и при этом стороннему потребителю не очень понятно, какие детали следует заменять и какова стоимость этого мероприятия.

Постараемся внести ясность, почему производители избегают каких-либо точных цифр, определяющих срок службы ризографа (дупликатора).

Любая машина, созданная однажды, теоретически может работать вечно. Однако по мере ее эксплуатации потребуется регулярная замена сношенных и сломанных частей. Тут возникает вопрос рентабельности проведения этой работы. Приходится учитывать следующие факторы:
  • Стоимость запасных частей;
  • Стоимость работы инженера;
  • Степень требуемого восстановления аппарата;


Желаемая надежность, т.е. уверенность, что аппарат выполнит срочный заказ.
Понятно, что все эти факторы в разных странах и в разных условиях имеют разное значение и разное влияние. Кроме того, расплывчатость самих этих определений делает решение этого линейного уравнения вообще невозможным.

Так работа сервисного инженера по обслуживанию ризографов в Европе составляет не менее 50 евро в час, а работа инженера в России не превышает 10-15 евро в час. Требования по надежности в Европе обычно намного выше, чем в России и тем более в Африке. Стоимость запчастей также определяется внутренним рынком каждой страны. Степень восстановления вообще зависит от конкретного потребителя. Поэтому в Европе считают нерентабельным обслуживание аппарата, на счетчике которого лишь несколько миллионов, в то время как в России такие ризографы пользуются огромным спросом и на них приходится записываться и ждать своей очереди по несколько месяцев. Ведь многие пользователи выполняют столь нехарактерный для буржуазного мира ремонт "своими силами", что резко снижает стоимость эксплуатации и, следовательно, рентабельность эксплуатации ризографов (дупликаторов) с большими пробегами. То есть увеличивает их ресурс?

На наш взгляд ресурсом следует называть показания счетчиков, при которых эксплуатация ризографа (дупликатора) еще достаточно рентабельна. При низкой стоимости труда в России ресурсы всех аппаратов автоматически увеличиваются. Теперь осталось не ошибиться в стоимости запасных частей. Так ни для кого не секрет, что стоимость запасных частей на Ricoh существенно ниже, чем на Riso и Duplo. Стоимость ролика подачи на дупликаторы Riso составляет 65 дол, в то время как на дупликаторы Ricoh цена ролика сходных геометрических размеров составляет 15-20 дол. То же относится и пресс валам: 168 и 98 дол соответственно. За срок службы ризографа пользователь вынужден многократно поменять эти запчасти. Все это сказывается на рентабельности и, следовательно, на ресурсе. Представьте, что при пробеге 6 млн. оттисков на ризографе вы уже купили 6 пресс валов и потратили 1000 дол., в то время как на аппарате Ricoh JP-5000, где пресс вал отсутствует, вы этих денег не потратили, хотя счетчик у вас показывает те же 6 млн..

Высокая стоимость запасных частей на ризограф вообще делает нерентабельным восстановление старых машин. Покупатели не желают брать ризографы без гарантии, что аппарат не развалится через несколько дней. Таким образом, их проще выкинуть, а смысла завозить бывшие в употреблении ризографы из Европы вообще нет.

Что касается дупликаторов Duplo, то по причине их крайне малой распространенности (менее 1%) на рынках Европы и Америки, сложностями с поставкой запасных частей и другими особенностями, импорт таких аппаратов бывших в употреблении попросту не возможен.

Внося ясность в понятие "ресурс ризографа" добавим, что многочисленные обещания торгующих фирма о ресурсах 10, 20, 30 и более миллионов весьма голословны, так как фирма не несет никакой ответственности за заявленные цифры. Это же не гарантийный срок! А увидеть аппарат с показаниями счетчиков 10 млн. еще не значит, что все ризографы (дупликаторы) столько проработают. Однако можно утверждать, что при бережном обращении, регулярной профилактике и восстановительном ремонте, применении оригинальных расходных материалов вы легко сможете увидеть эту цифру на счетчике вашего дупликатора независимо от производителя. Хотя для дупликаторов Duplo эта вероятность существенно ниже.


Автор статьи: risograph.ru Аксель

 



Поделитесь с друзьями этой страницей: