Люди трепетно относятся к своим фотографиям и хотят быть уверены в том, что они будут храниться долго. Исследования аналитической компании Lyra Research показывают, что около 2/3 пользователей струйных принтеров, опрошенных компанией в 2005 году, были обеспокоены вопросом: как долго они смогут хранить фотографии до начала их выцветания. В то время как производители совместимой продукции в последнее время значительно улучшили качество своих чернил/картриджей, долгосрочность их хранения еще не на должном уровне.

Другая исследовательская компания Wilhelm Imaging Research (WIR) недавно опубликовала результаты своих тестов совместимых (т.е. не оригинальных) чернил на фотобумаге, где указывает, что некоторые из наиболее популярных чернильных картриджей дают фото с очень коротким периодом жизни: они начинают выцветать в среднем через менее чем 2 года, а некоторые из них – уже через несколько месяцев. Таким образом, по светостойкости эти продукты находятся на уровне ОЕМ 1990-х годов, хотя результат можно значительно улучшить при использовании оригинальной бумаги.

Несколько лет назад WIR обнаружила схожие проблемы с оригинальными чернилами. Однако производители оригинального оборудования осознали, что так не может продолжаться, и значительно улучшили свои чернила. Canon, Epson, HP и Lexmark инвестировали огромные деньги в преодоление проблемы низкой светостойкости и каждый из них создал чернила на основе красителей, которые поддерживают светостойкость десятки лет.

В такой ситуации может быть только один правильный ответный ход производителей совместимой продукции – разработка новых чернил, которые были бы как можно ближе по долгосрочности хранения к ОЕМ, а то и превосходить их. Это трудно и очень дорого, но без этого не обойтись на современном рынке, в условиях все больше обостряющейся конкуренции.

Обычно информация о светостойкости не предоставляется при продаже совместимой продукции (за редким исключением), и потребитель находится в неведении, теряется при выборе расходных материалов. В такой ситуации и ОЕМ чувствуют себя свободнее.

Хотя, с другой стороны, следует четко понимать, ЧТО ИМЕННО подразумевается производителем, когда анонсируется, например, продолжительность хранения снимков 30 лет. Обычный пользователь вряд ли задумывается и принимает обещанные 30 лет за чистую монету. Попытаемся обратить Ваше внимание на некоторые нюансы долгосрочности хранения Ваших фотографий.

В зависимости от того, выставляется ли напечатанное изображение на солнечный свет на открытом воздухе, с или без доступа погодных факторов (дождь, снег, туман и пр.), за оконным стеклом или при искусственном освещении в помещении – в любом случае изображение будет подвергаться выцветанию в меньшей или большей степени. Светостойкость изображений можно сравнивать между собой, если только они напечатаны в одинаковых условиях по стандартизированной методике, а затем испытаны на светостойкость по одной и той же методике. Так, например, изображения должны быть напечатаны в соответствии со стандартом ISO 2834, протестированы на светостойкость – по стандарту ISO 12040.

Различные источники света (включая или исключая атмосферные факторы), такие как солнечный свет в ясный день, солнечный свет в пасмурную погоду, в тот или иной сезон, искусственное освещение ксеноновой лампой, галогенной или флуоресцентной лампой, обычной бытовой лампой накаливания будут очень по-разному обесцвечивать изображение из-за своих разных спектральных характеристик. Например, ксеноновая лампа в сотни раз мощнее флуоресцентной, поэтому изображение выцветает гораздо быстрее. Таким образом, изображение, напечатанное чернилами с заявленной производителем отличной светостойкостью, может оказаться довольно не стойким под воздействием другого источника света. Кроме того, красители разного цвета будут выцветать по-разному, изображение, в конце концов, может посинеть, например, или пожелтеть прежде чем обесцветится совсем.

Все дело в том, в каких условиях производителем проводилось тестирование на светостойкость, и отличаются ли Ваши условия хранения от них.

Рассмотрим конкретный пример – новая система печати Canon ChromaLife100.

Кликните на логотипе, чтобы напомнить себе о свойствах этой системы:
ChromaLife 100
Производитель заявляет 30 лет светостойкости полученных фотографий, а в альбоме – 100 лет хранения без выцветания. Пользователь, не задумываясь, приобретает картриджи. И через некоторое время недоумевает – фотографии выцветают!

Объясним, почему так происходит. Во-первых, более внимательно надо читать сведения о светостойкости (далее информация с сайта www.canon.ru): «Данные получены в результате ускоренных испытаний и не могут гарантироваться. Тестирования на хранение в течение 100 лет проводились с бумагой PR-101, PP-101, SG-101, GP-401, GP-501; фотографии хранились под пластиковым листом. Тестирования на хранение в течение 30 лет проводились с бумагой PR-101 и PP-101, в течение 10 лет – только PR-101. Свето- и атмосферостойкость тестировались в обычных комнатных условиях без воздействия прямого солнечного света».

Таким образом, чтобы фотографии не выцветали 30 лет надо придерживаться следующих условий (http://www.usa.canon.com/app/flash/chromalife/system_demo.html):
  1. Использовать только оригинальные картриджи с чернилами Genuine Canon dye inks.
  2. Печатать только на отдельных видах оригинальной фотобумаги (Canon Photo Paper Pro, Photo Paper Plus Glossy).
  3. Хранить фотографию в рамке под стеклом в комнате, без прямого попадания солнечного света или другого света высокой интенсивности. Допускается освещение не выше 500 люкс на протяжении 10 часов в день.
И все. Поскольку обычный пользователь вряд ли держит у себя дома приборы по измерению освещенности фотографии, печатает обычно на другой бумаге (более дешевой, например), да и рамки с фотографиями под стеклом уже некуда ставить, то таким образом он полностью отступает от условий, обеспечивающих 30 лет хранения фотографии без выцветания. Но, тем не менее, удивляется – ПОЧЕМУ же все-таки происходит выцветание?

Другой способ предоставления информации о долгосрочности хранения фотографий – это выражение светостойкости чернил/красителей по стандартизированной 8-бальной шкале. При этом чернила со степенью светостойкости 1-2 считаются нестойкими к выцветанию. Хранить такие фотографии можно достаточно долго, но исключительно в альбоме в сухом прохладном месте, чтобы влияние атмосферных факторов было минимальным. Самые лучшие в отношении долгосрочности хранения – пигментные чернила (обычно 6-7 баллов), так они не только светостойкие, но и водостойкие. Однако опять же невозможно назвать конкретный срок хранения (в днях/месяцах/годах), так как все и всегда зависит от того, чем печатать, на чем печатать, в каких условиях хранить. Поэтому светостойкость в баллах служит для ориентировки. А обесцветить фотографию, если очень захотеть, можно любую.

Поэтому, рекомендуем в любом случае выбирать, по возможности, наиболее щадящие условия хранения.

Приятного Вам просмотра альбомов с Вашими фотографиями!


  • Данное сообщение подготовлено с использованием материалов официальных сайтов производителей оригинального оборудования, профильных журналов “The Recharger Magazine”, “The Recycler Trade Magazine” за 2006 год, а также использованы данные научных исследований FOGRA (Research Report # 52.024E “Light and weather fastness of printed products”), а также любительских исследований на данную тему (статья Евгения Свидерского «Светостойкость фотографий, отпечатанных на бумаге с помощью различных технологий печати», опубликованная на сайте www.bcfoto.ru).
Источник: Инк-Маркет.ру.